Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. – С.46–54.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В данной статье предлагается рассматривать искусство как образовательный ресурс, использование которого в педагогической деятельности способствует решению задач воспитания, обучения и развития личности. Но поскольку большая часть взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, не владеет системным пониманием сущности искусства, его функций, значения для образования, технологиями работы с детьми средствами искусства, ставится вопрос об их подготовке в этой области. Обосновывается актуальность совместного обучения взрослых, работающих с дошкольниками, на основе арт-педагогики – педагогического направления, в рамках которого осуществляется поиск, апробация и внедрение методов и технологий привлечения средств искусства для решения образовательных задач. Приводятся результаты самооценки компетентности взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, в области привлечения искусства в педагогическую деятельность, полученные в результате опросов. Чтобы лучше понять особенности восприятия искусства взрослыми, являющимися педагогами разного профиля или членами семьи, предлагается рассмотреть структуру художественного образа в соответствии со схемой, которая отображает структуру взаимосвязей его компонентов. Раскрывается специфика педагогической работы с произведениями изобразительного искусства, выявляются стереотипы и ограничения восприятия художественного образа, обусловленные профессиональной специализацией воспитывающих взрослых. Описывается пример и демонстрируются возможности совместного решения образовательных задач при работе с произведением живописи педагогическими работниками разного профиля. Делаются выводы о целесообразности организации совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста, с использованием методов и технологий арт-педагогики, направленные на освоение языка изобразительного искусства.
Литература
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. – С. 352.
2. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 230 с.
3. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Кто сегодня воспитывает детей дошкольного возраста? / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kto-segodnya-vospityvaet-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 02.03.2017).
4. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primenen.... (Дата обращения 16.11.2015).
5. Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг. URL: https://goo.gl/tCSmD7. (дата обращения 20.03.17).
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://gigabaza.ru/doc/73866.html (дата обращения 20.02.17).
7. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Издательство политической литературы, 1974.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000.
9. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: Эгвес, 2008. –
С. 72.
10. Осорина М.В. Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост. Е. Кулешов, И. Антипова. – М., Объединенное гуманитарное издательство, 2003. – С. 155–168.
11. Осорина М.В. Психологические особенности восприятия ребенком-зрителем в музее / М.В. Осорина, О.Л. Некрасова-Каратеева // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: СпецЛит, 1998.
12. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Науч. ред. Л.М. Ванюшкина. – СПб.: СПб АППО, 2013.
13. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. – Выпуск 2 (6). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2362 (дата обращения 01.03.2017).
14. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «арт-педагогика». Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika#ixzz4clBHBDvO. (дата обращения 20.03.2017).
15. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения 25.03.17).
17. Хащанская М.К. Арт-педагогика как инновационное педагогическое направление // Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. СПб. – 2011. – C. 63-65.
18. Хащанская М.К. Воспитательный потенциал искусства в образовании взрослых // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. – 2016. – № 52-1. –
С. 312-325.
19. Хащанская М.К. Совместное обучение воспитывающих взрослых // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21430 (дата обращения: 19.02.2017).
20. Хащанская М.К. Социальная общность взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2016. – №1. – С. 133–139.
2. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 230 с.
3. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Кто сегодня воспитывает детей дошкольного возраста? / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kto-segodnya-vospityvaet-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 02.03.2017).
4. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-art-pedagogiki-kak-sistema-integrativnogo-primenen.... (Дата обращения 16.11.2015).
5. Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг. URL: https://goo.gl/tCSmD7. (дата обращения 20.03.17).
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://gigabaza.ru/doc/73866.html (дата обращения 20.02.17).
7. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Издательство политической литературы, 1974.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000.
9. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: Эгвес, 2008. –
С. 72.
10. Осорина М.В. Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост. Е. Кулешов, И. Антипова. – М., Объединенное гуманитарное издательство, 2003. – С. 155–168.
11. Осорина М.В. Психологические особенности восприятия ребенком-зрителем в музее / М.В. Осорина, О.Л. Некрасова-Каратеева // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: СпецЛит, 1998.
12. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Науч. ред. Л.М. Ванюшкина. – СПб.: СПб АППО, 2013.
13. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. – Выпуск 2 (6). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2362 (дата обращения 01.03.2017).
14. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «арт-педагогика». Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika#ixzz4clBHBDvO. (дата обращения 20.03.2017).
15. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения 25.03.17).
17. Хащанская М.К. Арт-педагогика как инновационное педагогическое направление // Современные образовательные технологии освоения культурного наследия. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. СПб. – 2011. – C. 63-65.
18. Хащанская М.К. Воспитательный потенциал искусства в образовании взрослых // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. – 2016. – № 52-1. –
С. 312-325.
19. Хащанская М.К. Совместное обучение воспитывающих взрослых // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21430 (дата обращения: 19.02.2017).
20. Хащанская М.К. Социальная общность взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2016. – №1. – С. 133–139.
- Комментарии
Загрузка комментариев...