Влияние методики формирования навыка рисования на овладение изобразительной деятельностью у дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, имеющий большое значение для психологического развития и подготовке к школе. Одним из видов деятельности, который необходимо формировать в дошкольном возрасте, является изобразительная деятельность, которая имеет огромное значение для общего развития дошкольника. Вовлечение детей в изобразительную деятельность — это шаг, необходимый для формирования прочного нейропсихологического фундамента, который определит их успехи детей не только в школе, но и в жизни в целом.
Цель. Целью настоящего исследования было применение программы поэтапного формирования навыков рисования и определение ее влияния на развитие в дошкольном возрасте.
Выборка. В данном исследовании приняли участие 9 детей дошкольного возраста — ученики третьего класса дошкольного учреждения. Качественная оценка изобразительной деятельности применялась ко всем участникам до и после включения в экспериментальную программу.
Методика. Для достижения поставленной цели была реализована программа вмешательства, заключающаяся в постепенном обучении рисованию детей третьего года посещения дошкольного учреждения (Solovieva, Quintanar, 2016). Ко всем детям применялся один и тот же инструмент качественной оценки развития навыков рисования до и после применения программы (Solovieva, Quintanar, 2016).
Результаты. Полученные данные позволяют констатировать улучшение результатов при итоговой оценке, которая выявила качественные и количественные изменения.
Выводы. Показано, что программа поэтапного формирования навыков рисования оказала положительное влияние на овладение изобразительной деятельностью.
Литература
Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. (2003). Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Москва: Изд-во «Академия».
Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. (2008). Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Москва: Изд-во «Сфера»; В. Секачев.
Ахутина, Т.В., Камардина, И.О., Пылаева, Н.М. (2012). Нейропсихолог в школе. Москва: Изд-во «Секачев В.Ю.».
Безруких, М.М. (2009). Обучение письму. Екатеринбург: Изд-во «РАМА».
Безруких, М.М., Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А. (2004). Психофизиология ребенка. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, МОДЭК.
Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. (2000). Психофизиология ребенка. Москва: Изд-во «Владос».
Гальперин, П.Ю. (1998). Психология как объективная наука. Москва: Изд-во «Институт практической психологии».
Глозман, Ж.М. (2009). Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и психологическим специальностям. Москва: Изд-во «Академия».
Лободанов, А.П. (2013). Семиотика искусства: история и онтология. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Обухова, Л.Ф. (2006). Возрастная психология. Москва: Изд-во «Высшее образование».
Пылаева, Н.М., Ахутина, Т.В. (1997). Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. Москва: Изд-во «ИНТОР».
Пылаева, Н.М. (1998). Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения. В: Хомская Е.Д., Ахутина Т.В. (ред.) Материалы I Международной конференции, посвященной памяти А.Р. Лурия. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Салмина, Н.Г. (1988). Знак и символ в обучении. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Цветкова, Л.С. (1972) Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Москва: Изд-во «Педагогика».
Akhutina, T. (2002). Diagnóstico y corrección de la escritura. Revista Española de Neuropsicología, 4(2-3), 236–261.
Akhutina, T.V., Pilayeva, N.M. (2012). Overcoming Learning Disabilities. E.U: Cambridge.
Akhutina, T., Zolotariova, E. (2001). Acerca de la disgrafia visuo-espacial: Análisis neuropsicológico y métodos de corrección. En: Solovieva, Y. y Quintanar, L. Métodos de Intervención en la Neuropsicología Infantil. México: Universidad Autónoma de Puebla, 39–46.
Baltazar Ramos, A.M. (2019). Estimulación del Desarrollo psicológico infantil. México: UNAM, FES-Zaragoza. En: https://www.zaragoza.unam.mx/area-ciencias-sociales/
Cavanagh, P. (2005). The artist as neuroscientist. Nature, 434, 301–307.
Del Giudice, E., Grossi, D., Angelini, R., Crisanti, A. F., Latte, F., Fragassi, N. A. y Trojano, L. (2000). Spatial cognition in children. Development of drawing-related (visuospatial and constructional) abilities in preschool and early school years. Brain and Development, 22(6), 362–367.
Elkonin, D.B. (2016). Hacía el problema de la periodización del desarrollo en la edad infantil. En: Yu. Solovieva, L. Quintanar. Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. México, Trillas.
González, C., Solovieva, Y., Quintanar, L. (2012). Neuropsicología y Psicología histórico-cultural: aportes en el ámbito educativo. RevFacMed, 60(3), 177-187.
González, C., Solovieva, Y., Quintanar, L. (2016). Evaluación de adquisición de las acciones perceptivas simbólicas en niños preescolares de Bogotá, Colombia. Summa Psicológica UST, 13(1), 19–31.
La Femina, F., Senese, V. P., Grossi, D., y Venuti, P. (2009). A battery for the assessment of visuo-spatial abilities involved in drawing tasks. The Clinical Neuropsychologist, 23(4), 691–714.
Luria, A.R. (1970). The functional organization of the human brain. Scientific American, 222, 406–413.
Luria, A.R. (2011). Las funciones corticales superiores del hombre. México: Distribuciones Fontamara.
Maravilla, L., Solovieva, Yu., Pelayo., H., Quintanar, L. (2019). Análisis de tareas para las funciones espaciales en niños escolares con diagnóstico de TDAH. Pensamiento Psicológico, 17(1), 101–112.
Pellicer, M. (2000). Los dibujos de los zurdos: percepción y lateralidad. Barcelona, Universitat Jaume I.
Quintanar, L., Solovieva, Y. (2002). Análisis neuropsicológico de las alteraciones del lenguaje. Revista de Psicología General y Aplicada, 55(1), 67–87.
Quintanar, L., (2008). Dificultades en la lectoescritura. Valladolid: Editorial de la Infancia.
Ramírez Barreda, M.R. (2019). Efectos de introducción del dibujo sobre las funciones espaciales en preescolares. Tesis para obtener el grado de Maestría en Diagnóstico y Rehabilitación Neuropsicológica. Puebla: BUAP.
Rocha, J., Quintanar, L. y Solovieva, Y. (2005). El desarrollo de las imágenes internas en niños con alteraciones del lenguaje. Cuadernos Hispanoamericanos de Psicología, 5(1), 13–26.
Sáinz, A. (2003). El arte infantil: conocer al niño a través de sus dibujos. Madrid.
Salmina, N.G. (2019). Indicadores de la preparación de los niños para la escuela. En: Solovieva Yu., Quintanar L. Antología del desarrollo psicológico del niño para la edad preescolar. México: Trillas.
Sardá, C.N., Quintanar, L., Solovieva, Y. (2003). La formación de las imágenes de los objetos en niños con condiciones de extrema pobreza. Cuadernos Hispanoamericanos de Psicología, 3(2), 41–53.
Sarmiento, M.J., Castellanos, J. (2015). Formación de la actividad gráfica en preescolares: Aportes desde la neuropsicología histórico-cultural. Unisul, Tubarão, 9(15), 8–23.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2002). Evaluación neuropsicológica de escolares rurales y urbanos desde la aproximación de Luria. Revista Española de Neuropsicología, 4(2-3), 217–235.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2007). Análisis neuropsicológico de la acción escolar. Revista General de Psicología Aplicada, 60, 217–234.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2012). Formation of Drawing Activity in Mexican Pre-school Children. Psychology Research, 2(8), 479–489.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2013). Evaluación del desarrollo simbólico en niños preescolares mexicanos. Cultura y Educación, 25(2), 167–182.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2015). Drawing in Pre-school Children as a Strategy for Preparation for School. British Journal of Education, Society & Behavioural Science, 9(1), 50–61.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2016). Dibujo como la actividad formativa. México: Trillas.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2017). Enseñanza de la lectura, método práctico para la formación lectora. México: Trillas.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2018). Educación neuropsicológica infantil. México: Trillas.
Solovieva Y., Quintanar L. (2019). Playing activity with orientation as a Method for Preschool Development. Psychological Educational Studies, 11(4), 49–66.
Solovieva, Yu. (2020). Estrategias del dibujo como preparación para la lectoescritura. En: V. Feld, M.F. Pighín (Comp) Neuropsicologia del Aprendizaje. Buenos Aires: Lugar el Editorial, 127–142.
Talizina, N. (2019). La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. Puebla: Benemérita Universidad Autónoma de Puebla.
Toomela, A. (2002). Drawing as a verbally mediated activity: A study of relationships between verbal, motor, and visuospatial skills and drawing in children. International Journal of Behavioral Development, 26(3), 234–247.
Vigotsky, L.S. (1995). Obras Escogidas. Tomo 3. Madrid: Visor.
Vigotsky, L.S. (1996). Obras Escogidas. Tomo 4. Madrid: Visor.
Vigotsky, L.S. (2007). La imaginación y el arte en la infancia. Madrid: Akal.
- Комментарии