Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Вронская И.В., Козина Е.Е. К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку

    Вронская И.В., Козина Е.Е. К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку

    Вронская И.В., Козина Е.Е.  К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-40-55
    Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие эмоциональный интеллект дошкольный возраст обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Вронская И.В., Козина Е.Е. К проблеме развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе обучения английскому языку // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 40–55. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-40-55

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2022. - №5
    Вронская Ирина Владимировна
    доцент кафед­ры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

    Козина Екатерина Евгеньевна
    магистрант ка­фед­ры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

    Аннотация

    Актуальность. Развитие эмоционального интеллекта позволяет человеку более успешно отвечать на вызовы, встающие перед ним в течение жизни. Необходимость развития эмоционального интеллекта подтверждается и нормативными документами, регламентирующими сферу дошкольного образования. Развитый эмоциональный интеллект также очень важен для будущего успешного обучения в школе, адаптации и выстраивания коммуникации в ней и, в конечном счете, успешности в целом.

    В статье представлены результаты теоретического исследования, посвященного проблемам формирования эмоционального интеллекта в области языкового образования детей дошкольного возраста.

    Ход исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, посвященные проблеме определения сущности и структуры эмоционального интеллекта. Проведенный анализ показал значимость данного вида работы с дошкольниками при обучении иностранным языкам, а также позволил выявить и описать предпосылки для развития эмоционального интеллекта на раннем этапе овладения иностранным языком. Определена актуальность разработки проблемы в раннем обучении иностранным языкам в соответствии с ФГОС ДО, который ставит задачи, связанные с обеспечением социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

    Результаты исследования. Развитие эмоционального интеллекта представляет собой один из ключевых компонентов психики ребенка, обеспечивающий формирование его личности в онтогенезе и последующее успешное функционирование в обществе. Существующий в методике раннего обучения иностранным языкам приоритет практических целей обучения, предполагающих определенную прагматическую направленность педагогического процесса – формирование у ребенка-дошкольника в первую очередь способности говорить на изучаемом языке и понимать речь собеседника, не позволяет в должной мере реализовать требование обеспечить развитие эмоционального интеллекта у детей-дошкольников. Оно должно найти отражение в воспитательных и развивающих целях в области раннего языкового образования.

    Выводы. Анализ исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с коммуникативными свойствами, навыками и способностями личности показал, что развитие эмоционального интеллекта особенно органично встраивается в процесс обучения английскому языку, так как он необходим для эффективной коммуникации и наилучшим образом развивается внутри нее, через развитие его речевых компетенций, через совершенствование системы усваиваемой им системы языковых средств родного и иностранного языков и наряду с решением образовательных и предметных задач обучения способствует реализации одного из наиболее эффективных подходов к обучению иностранным языкам – коммуникативного подхода.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы республиканской научно-практической конференции, Брест, 30-31 января 2004 г.; ред. А. В. Северин. – Брест: УО «БрГУ им. А. С. Пушкина», 2004. – С. 12–13. – URL: https://andreeva.by/vzaimosvyaz-emocionalnogo-intellekta-i-lichnostnoj-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste.html (дата обращения: 19.07.2022).
    2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86. – URL: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html (дата обращения: 19.07.2022).
    3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. URL: file:///Users/kate/Downloads/32665514%20(1).pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    4. Андрюхина Л.М., Альтяпова Ю.А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в условиях дополнительного образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практич. конф. – Екатеринбург, 2013. – С. 11-14. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/606 (дата обращения: 19.07.2022).
    5. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб: Детство-Пресс, 2019. – 352 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    6. Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. – 2015. – № 11.
    7. Валиуллина Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с некоторыми коммуникативными свойствами личности // Вестник общественных и гуманитарных наук. – 2021. – Т. 2. – № 3. – С. 53-59. URL: https://hssb.elpub.ru/jour/article/view/113/77 (дата обращения: 19.07.2022).
    8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Изд. 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    9. Волошина Н.С. Эмоциональный интеллект ребенка на этапе дошкольного детства // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XXXIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: АНС «СибАК». – 2017. – № 22 (33) Часть 1. – С. 64-67. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    10. Вронская И.В. К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1. – № 4. – С. 292-300. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnikov-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 20.07.2022).
    11. Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. – М., 1984. – С. 243-385.
    12. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей / Пер. с англ. Г. Федотовой. – 7-е изд., перераб., исп. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 296 с.
    13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.
    14. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2011. – 209 с.
    15. Демина Е.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Наука в мегаполисе. – 2018. – №2(6). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-6/psycho-pedagogical-science/development-emotional-intelligence.html?showall=1&limitstart= (дата обращения: 19.07.2022).
    16. Долина А.В. Цифровые технологии и эмоциональный интеллект – основа современного обучения английскому языку // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 26-33.
    17. Ерофеева А.В. Условия развития эмоционального интеллекта студентов средствами иностранного языка // МНКО. – 2012. – №6(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-studentov-sredstvami-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 19.07.2022).
    18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986.
    19. Карелина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2010 – Т.2. – № 4 –
    С. 241–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ponimaniya-emotsiy-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
    20. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. –
    М., 2015. – 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30416282 (дата обращения: 19.07.2022).
    21. Козлова Е.В., Ворстер А.В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – №7 – 2009. – С. 178–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 19.07.2022).
    22. Константинова О.М. Процесс иноязычного образования (на примере английского языка) как средство формирования эмоционального интеллекта учащихся // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. –
    2019. – №38(57). – С. 62–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413732 (дата обращения: 19.07.2022).
    23. Королева Е.В., Ермолаев В.В., Суховер-шина Ю.В. Особенности диагностики эмоционального интеллекта // Диагностическое мышление педагога-психолога: Сборник научных трудов. – М.: Спутник+, 2021. – С. 138–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47440209 (дата обращения: 19.07.2022).
    24. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2013. – №11(3). – С. 546–550. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33161 (дата обращения: 19.07.2022).
    25. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 51–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
    26. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С 27–36. URL: https://laengle.info/downloads/Wertberuhrung_Russian%20In%20Waprosi%20psichologii%20ijul-avgust,%204,%203-212004.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    27. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. – М., 2004. – С. 29–36. URL: http://www.creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    28. Макарова Т.Н. Роль эмоционального интеллекта в обучении иностранному языку // Организация учебно-воспитательного процесса в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 октября 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. – С. 136–140. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47141727_18328683.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    29. Милославская Е.В. О взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности / Материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. «Научный потенциал света», София, 17–25 сентября, 2010 г. / БелГРАД – БГ. – София, 2010. – С. 6–8.
    30. Наумец В.А. Социальный интеллект в структуре способностей // Когнитивное моделирование в лингвистике. Сборник материалов международной конференции. – Констанца, 2009. – URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/dce/dce00e31dd599ceefab0ba5dd7a0cd6e.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    31. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: на примере российских и вьетнамских детей: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2008. – 24 с. URL: https://docplayer.com/40205444-Nguen-min-an-psihologicheskie-osobennosti-formirovaniya-emocionalnogo-intellekta-starshih-doshkolnikov-na-primere-rossiyskih-i-vetnamskih-detey.html (дата обращения: 19.07.2022).
    32. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историче­ская психология. – 2007. – Т.3. – № 3. – С. 46–51. URL: https://andreeva.by/psixologicheskie-predposylki.html (дата обращения: 19.07.2022).
    33. Недвецкая Т.М. Влияние эмоционального интеллекта на статусное положение ребенка в группе сверстников // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XIV междунар. науч. конф., Минск, 19 мая 2011 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск, 2011. URL: http://elibrary.miu.by/conferences!/item.chpepu/issue.xiv/article.250.html. (дата обращения: 19.07.2022).
    34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 19.07.2022).
    35. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – 2015. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primernaya_osn_obr_prog_do.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    36. Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании // Лаборатория эмоционального интеллекта. – 2017. URL: https://workingei.com/conf2017 (дата обращения: 19.07.2022).
    37. Ржевская Е.Г. Роль эмоционального интеллекта в межкультурной коммуникации // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: Сборник научных трудов / Отв. редактор А.В. Федорюк. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 196-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47150962 (дата обращения: 19.07.2022).
    38. Сухова К.Р. Влияние современного содержания обучения английскому языку на развитие эмоционального интеллекта школьника // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46191422_92404000.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    39. Тарасюк Н.А. Иностранный для дошкольников. Уроки общения (на примере английского языка). – М.: 1999. – 110 с.
    40. Токарева В.С. Развитие эмоционального интеллекта – главная отличительная черта современного учителя английского языка // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Армавир, 22 марта 2021 года / Научный редактор Л.Н. Горобец, отв. редакторы: А.А. Васильев, И.И. Тарасова. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46191422_92404000.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    41. Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник КемГу. – 2018. – №3 (75). – С. 129–139. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-129-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-problemy-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.07.2022).
    42. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/Social_IQ.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    43. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: Академия педагогических наук. – 1950. – Т.2. – 630 с.
    44. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. – 2017. – №8(38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-elementov-emotsionalnogo-intellekta-s-kommunikativnymi-navykami (дата обращения: 19.07.2022).
    45. Шеманаева М.А. Межкультурная коммуникация и формирование эмоционального интеллекта // Педагогические мастерские: Сборник научных трудов. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 98–99. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44413956_48385903.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    46. Brewster J., Ellis G. (2003) The Primary English Teacher’s Guide. Longman: Penguin Longman Publishing. – 5-9.
    47. Gardner H. (2011a). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. USA. URL: file:///Users/kate/Downloads/Frames_of_mind_the_theory_of_multiple_in.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    48. Gottman J., Hooven, C., Katz L. (1997) Meta-emotion: How Families Communicate Emotionally. New York: Lawrence Erlbaum, 384.
    49. Mark D. (2012) I Must not Think Bad Thoughts. University of Minnesota Press. Mineapolice. London. – 317 с.
    50. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. – 1999. – №27. – 267-298.
    51. Mayer J.D., Salovey P. (1997) What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. – New York: Basic Books. – 3-31.
    52. The Future of Jobs Report 2020 // World Economic Forum. – 2020. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 19.07.2022).
    53. The Most In-Demand Hard and Soft Skills of 2020 // LinkedIn. – 2020. URL: https://www.linkedin.com/business/talent/blog/talent-strategy/linkedin-most-in-demand-hard-and-soft-skills#:~:text=While%20hard%20skills%20are%20usually,successful%20in%20nearly%20any%20role (дата обращения: 19.07.2022).
    54. Salovey P., Mayer J.D. (1990) Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. – 1990. – №9. – 185-211.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью