кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии ГБОУ ВПО МГППУ (Москва, Россия)
Луковцева Зоя Вячеславовна
СДО - 2016. - №2
с. 22–33
ПОДРОБНЕЕ
2329
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания воспитателей, которая в настоящее время недостаточно изучена. Наибольшие разногласия сохраняются в отношении вопроса об обстоятельствах, детерминирующих возникновение и протекание синдрома выгорания в данной профессиональной группе. Важным условием успешности мероприятий по профилактике и преодолению выгорания является ясное видение происхождения данного явления целевой группой, то есть самими педагогами ДОУ. Наше эмпирическое исследование позволило выявить представления воспитателей о причинах эмоционального выгорания и описать влияние фактора возраста детей, с которыми работают обследованные, на объективную интенсивность выгорания. Совокупный анализ результатов анкетирования и формализованной диагностики позволил выявить ряд закономерностей. В частности, показано, что наибольшей субъективной значимостью для всех категорий воспитателей обладают эмоциональные, психосоматические и семейные причины выгорания, объективно же наиболее интенсивное выгорание присутствует у работающих с детьми раннего возраста. Полученные данные могут послужить ориентиром при содержательном планировании и осуществлении программ, направленных на профилактику и коррекцию выгорания у воспитателей.
Ключевые слова: