Центр исследований раннего детства (Бирмингем, Великобритания), президент Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA)
Паскаль Кристин
После ратификации Великобританией Конвенции ООН о правах ребенка в 1991 г. многие английские дошкольные учреждения стали пересматривать свои педагогические подходы, уделяя больше внимания праву детей выражать свои взгляды и быть услышанными. Предоставление детям активной роли в образовательном процессе имеет большое значение с точки зрения демократии участия и демократических ценностей. В научном педагогическом сообществе все большую популярность приобретают принципы инклюзивного исследования, в соответствии с которыми все дети являются активными и полноправными субъектами исследовательского процесса, проходящего в демократической атмосфере. Центр исследований раннего детства (Бирмингем, Англия) придерживается позиции, что внимание взглядам и мнениям детей является ключевым компонентом исследовательской и практической деятельности. Наш научный подход основан на принципах участия: все дети, как полноправные граждане своей страны, являются активными и полноправными участниками исследовательских проектов.
В предлагаемой статье идет речь о реализации принципов участия в английском дошкольном образовании, а также о задачах и проблемах, которые этот процесс поставил перед нами, исследователями. Она основана на результатах серии исследовательских и образовательных проектов, осуществленных в течение последних пятнадцати лет, в ходе которых мы старались как можно больше находиться среди детей, изучая особенности их повседневной жизни в дошкольных учреждениях. В число этих проектов вошли «Эффективное раннее обучение» (EEL), «Раннее вступление на бесконечную дорогу знаний» (AcE), «Дети без границ» (CCB) и «Раскрывающиеся окна» (OW).
В ходе их реализации (в особенности это касается проектов «Дети без границ» и «Раскрывающиеся окна») мы стремились, чтобы всем их участникам была предоставлена возможность быть услышанными. Нам бы хотелось поделиться своим опытом работы с маленькими детьми, чьи личные взгляды и жизненные позиции часто не получают должного внимания. Работа в рамках вышеперечисленных проектов помогла нам извлечь важные методологические и эпистемологические уроки, представляющие практический и теоретический интерес.