Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С.14–25.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи таких компонентов творческого решения проблемной ситуации, как диалектическое мышление, проблематизация и надситуативно-преобразовательные решения у старших дошкольников. Методологическим основанием является структурно-диалектический подход (автор: Н.Е. Веракса), а также работы по диалектическому и пост-формальному мышлению (П. Арлин, М. Бессечесс). В статье впервые описываются авторская методика диагностики диалектического мышления «Что может быть наоборот?» и результаты апробации методики «Вопросы к картинке с предметами» (авторы: Бернис Лэй-Тинг-Ян, П. Арлин) на испытуемых дошкольного возраста. Также использована методика В.Т. Кудрявцева «Зайка», направленная на диагностику способности дошкольника превратить задачу на выбор в задачу на преобразование. В исследовании приняло участие 83 ребенка дошкольного возраста (4–6 лет) из детских садов г. Москвы: «Лесовичок» (34 человека; программа «От рождения до школы»); «Лисенок» (33 человека; экспериментальная программа «Превращения»); детский сад №1511 (16 человек; программа «Развитие»). Ключевые результаты: обнаружены значимые положительные взаимосвязи между такими параметрами, как: действия диалектического мышления «Превращение» и «Смена альтернативы», проблематизация при вопрошании, надситуативно-преобразовательные решения проблемных ситуаций. Также подробно описаны результаты диагностики по каждой из методик, которые свидетельствуют о существенных затруднениях детей как при противопоставлении объектов и явлений, так и при задавании вопросов, что позволяет сделать вывод о необходимости обратить на указанные компоненты механизма творческого мышления особое внимание в рамках образовательного процесса.
Литература
1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). Т. 2 (Органон). – М.: Мысль, 1978.
2. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. – 2012. – №2. – C. 294–298.
3. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. – 2011. –
№2. – С. 50–58.
4. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых. (автореферат). – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
5. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. – 2009. –
№1. – С. 103–111.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
7. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектичекого мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
8. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуаль-ное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Под ред.: И.Б. Шиян. – М.: МГПУ, 2009. – С. 5–22.
9. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987. – №4. – С. 135–139.
10. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и w-мера развития двумерной диалектической структуры / Н.Е. Веракса, С.А. Зададаев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – М., 2012. – №15. – С. 57–86.
11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
12. Гегель Г. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1970–1972.
13. Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – С. 46–47.
14. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. – М., 1965. С. 86–234.
15. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №4. – C. 42–49.
16. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование. – Ч. 1. – Дубна, 1997.
17. Платон. Собрание сочинений в 3 т. (в 4 кн.). – М.: Мысль, 1968.
18. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
19. Чернокова Т.Е. О возможностях метакогнитивного развития детей с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2009. –
№4. – С. 70–75.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №1. – C. 34–43.
21. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –
С. 329–332.
22. Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №9. – С. 70–74.
23. Шиян О.А. Особенности освоения студентами диалектических структур в научном содержании // Казанский педагогический журнал. – 2011. – №5–6. – С. 78–82.
24. Шиян О.А. Смена альтернативы как механизм понимания диалогических отношений
в пространстве научных текстов // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 333–338.
25. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–59.
26. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Elsivier Inc. – 2011. P. 383–386.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. 2005. №1. P.47–63.
28. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies// Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8(1), P. 43–60.
29. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut/relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning, 1995. P. 227
30. Hoffman W.C. The Formal Structure of Dialectical Psychology// Journal of Mind Theory/ 2012. N 1. P.1-27.
31. GuiIfогd, J.P. (1959). Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959, №No. 14, pp. 132–156. (In English)
32. Laske O. Laske’s Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar’s Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice//Integral review. 2015. №11. P.72–92.
33. Marchand H. Some Reflections On Post Formal Thought// The Genetic Epistemologist /2000. N3.
34. Paletz S.B. F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity// Creativity research journal/ 2009. N 21, P.139–151.
35. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction. September 1999, American Psychologist. Vol. 54, No. 9, 741–754.
36. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development// Human Development/1973. N16. P.346–370.
37. Spencer-Rodgers J., Boucher H.C., Peng K., Wang L. Cultural differences in self-verification: The role of naпve dialecticism// Journal of Experimental Social Psychology. 2009. N45.
P. 860–866.
38. Sternberg R.J., Lubart T. Investing in Creativity// American Psychologist/ 1996. N7,
P. 677–688.
39. Torrance, E. P. (1962). Guiding creative talent. 245 p. New-York: Printice Hall, 1962.
(In English)
40. Veraksa N.E., Belolutskaya A.K., Vorobyeva I.I., Krasheninnikov E.K., Rachkova E.V., Shiyan O.A., Shiyan I.B. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results. Psychology in Russia: State of the Art, 6 (2), 2013. pp. 65-77.
41. Veraksa N.E. (2010). Structural Approach to Dialectic Cognition. Psychology in Russia: State of the Art, 3, pp. 227–239.
42. Yang Ch.-Ch., Wan Ch.-Sh. Dialectical thinking and creativity among young adults: a postformal operations perspective// Psychological Reports/ 2010. N106. P. 79–92.
2. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. – 2012. – №2. – C. 294–298.
3. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. – 2011. –
№2. – С. 50–58.
4. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых. (автореферат). – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
5. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. – 2009. –
№1. – С. 103–111.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
7. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектичекого мышления // Филология
и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
8. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуаль-ное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Под ред.: И.Б. Шиян. – М.: МГПУ, 2009. – С. 5–22.
9. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987. – №4. – С. 135–139.
10. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и w-мера развития двумерной диалектической структуры / Н.Е. Веракса, С.А. Зададаев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – М., 2012. – №15. – С. 57–86.
11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
12. Гегель Г. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1970–1972.
13. Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – С. 46–47.
14. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. – М., 1965. С. 86–234.
15. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №4. – C. 42–49.
16. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование. – Ч. 1. – Дубна, 1997.
17. Платон. Собрание сочинений в 3 т. (в 4 кн.). – М.: Мысль, 1968.
18. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
19. Чернокова Т.Е. О возможностях метакогнитивного развития детей с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2009. –
№4. – С. 70–75.
20. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №1. – C. 34–43.
21. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –
С. 329–332.
22. Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №9. – С. 70–74.
23. Шиян О.А. Особенности освоения студентами диалектических структур в научном содержании // Казанский педагогический журнал. – 2011. – №5–6. – С. 78–82.
24. Шиян О.А. Смена альтернативы как механизм понимания диалогических отношений
в пространстве научных текстов // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 333–338.
25. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–59.
26. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Elsivier Inc. – 2011. P. 383–386.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration//Integral review. 2005. №1. P.47–63.
28. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies// Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8(1), P. 43–60.
29. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut/relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning, 1995. P. 227
30. Hoffman W.C. The Formal Structure of Dialectical Psychology// Journal of Mind Theory/ 2012. N 1. P.1-27.
31. GuiIfогd, J.P. (1959). Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959, №No. 14, pp. 132–156. (In English)
32. Laske O. Laske’s Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar’s Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice//Integral review. 2015. №11. P.72–92.
33. Marchand H. Some Reflections On Post Formal Thought// The Genetic Epistemologist /2000. N3.
34. Paletz S.B. F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity// Creativity research journal/ 2009. N 21, P.139–151.
35. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction. September 1999, American Psychologist. Vol. 54, No. 9, 741–754.
36. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development// Human Development/1973. N16. P.346–370.
37. Spencer-Rodgers J., Boucher H.C., Peng K., Wang L. Cultural differences in self-verification: The role of naпve dialecticism// Journal of Experimental Social Psychology. 2009. N45.
P. 860–866.
38. Sternberg R.J., Lubart T. Investing in Creativity// American Psychologist/ 1996. N7,
P. 677–688.
39. Torrance, E. P. (1962). Guiding creative talent. 245 p. New-York: Printice Hall, 1962.
(In English)
40. Veraksa N.E., Belolutskaya A.K., Vorobyeva I.I., Krasheninnikov E.K., Rachkova E.V., Shiyan O.A., Shiyan I.B. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results. Psychology in Russia: State of the Art, 6 (2), 2013. pp. 65-77.
41. Veraksa N.E. (2010). Structural Approach to Dialectic Cognition. Psychology in Russia: State of the Art, 3, pp. 227–239.
42. Yang Ch.-Ch., Wan Ch.-Sh. Dialectical thinking and creativity among young adults: a postformal operations perspective// Psychological Reports/ 2010. N106. P. 79–92.
- Комментарии
Загрузка комментариев...