Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №7. – С.34–41.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты исследования проблемы освоения детьми старшего дошкольного возраста ментальных представлений. Обобщены результаты исследований особенностей формирования у детей метакогнитивных знаний и представлений об эмоциях, проведенных зарубежными и отечественными психологами, показана необходимость создания психолого-педагогических условий для освоения детьми ментальных представлений. Описан опыт разработки и создания образовательных ситуаций, направленных на формирование представлений детей о познавательных и эмоциональных процессах, выделены наиболее значимые аспекты содержания такой работы и методики ее реализации. Показано, что в работе по формированию у детей ментальных представлений можно использовать вербальные методы, определены требовании к ним. Выявлены преимущества активных методов обучения: игр и экспериментов. Приведены доказательства эффективности проведенной работы, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования у детей ментальных представлений.
Литература
1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4–10 лет. – М.: Когито-Центр, 2008.
2. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. –
М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
4. Дуванов Д.В. Формирование представлений об эмоциях как условие развития способности к адекватному выражению эмоций у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа. – Северодвинск,
ГИ САФУ, 2013.
5. Краева Е.В. Формирование метакогнитивных знаний как условие развития процессов саморегуляции познавательной деятельности
у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2013.
6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: МОДЕК, 2001.
8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. – М.: ИП РАН, 2009.
9. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. Vol. 141. P. 1–15.
10. Flavell J.H. Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect. Merrill-Palmer Quartely. 2004. Vol. 50 (3). P. 274–290.
11. Miller P.H. Metacognition and attention // Metacognition, Cognition and Human Performance. Vol. 2 / Eds. D.L. Forrest-Pressley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller. Orlando: Academic Press. 1985. P. 181–221.
2. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. –
М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
4. Дуванов Д.В. Формирование представлений об эмоциях как условие развития способности к адекватному выражению эмоций у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа. – Северодвинск,
ГИ САФУ, 2013.
5. Краева Е.В. Формирование метакогнитивных знаний как условие развития процессов саморегуляции познавательной деятельности
у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2013.
6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: МОДЕК, 2001.
8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. – М.: ИП РАН, 2009.
9. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. Vol. 141. P. 1–15.
10. Flavell J.H. Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect. Merrill-Palmer Quartely. 2004. Vol. 50 (3). P. 274–290.
11. Miller P.H. Metacognition and attention // Metacognition, Cognition and Human Performance. Vol. 2 / Eds. D.L. Forrest-Pressley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller. Orlando: Academic Press. 1985. P. 181–221.
- Комментарии
Загрузка комментариев...