Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10058
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции развития детей дошкольного возраста, связанные с особенностями современной социализации. Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации. Для определения и описания новой грани социализации ребенка используется термин «цифровая социализация». Ее характеризуют следующее: использование детьми высокотехнологичного арсенала цифровых устройств, длительность нахождения ребенка в онлайн-пространстве, возрастание рисков, связанных с онлайн-средой, увеличение технической грамотности детей по сравнению с родителями, снижение универсальности фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях и др.
Литература
1. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии: Научный журнал. – 1988. – №3. – С. 20–29.
2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 224–269.
4. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 5–91.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
8. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 5–10.
9. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
10. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80.
11. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд развития интернета, 2013. – 144 с.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
13. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. – М.: Академический Проект. Серия Gaudeamus. 2019. – 345 с.
14. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 7–24.
15. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – №2(19), апрель-июнь 2009. – С. 28–32.
16. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С. 7–13.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
18. Elkind, D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World. Journ. Phi Delta Kappah March 1997. – Р. – 241-245.
19. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Cambridge: Perseus Publishing, 2001. – 244 p.
20. Children and screens: A survey by French pediatricians. R. Assathiany, E. Guery, F.M. Caron, J. Cheymol, G. Picherot, P. Foucaud, N. Gelbert, Association francёaise de peґdiatrie ambulatoireg Groupe de peґdiatrie geґneґralef. Archives de Peґdiatrie 25 (2018). – Р.84–88.
21. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. – 287 p.
22. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. [Электронный ресурс] // Child Trends. 2011. 11 p. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_ Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
23. Morrow V. Understanding Children and Childhood. 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University, 2011. – 35 p.
24. The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. – 452 p.
25. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
26. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2008. P. 216–233.
27. Qvortrup J. Diversity’s Temptation – and Hazards’ // Childhood and Youth’: Conference: 8–19 July 2008 / Centre for the Study of Childhood and Youth, University of Sheffield. Sheffield: University of Sheffield. 2008. P. 1–9.
28. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood// Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022–1038.
29. The State of Americans: This Generation and the Next: by Peter D. McClelland, Stephen J Ceci, Phyllis Moen, Elaine Wethington , Urie Bronfenbrenner. Softcover: Free Press, 2007. – 304 р.
30. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233–238.
2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 224–269.
4. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 5–91.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
8. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 5–10.
9. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
10. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80.
11. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд развития интернета, 2013. – 144 с.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
13. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. – М.: Академический Проект. Серия Gaudeamus. 2019. – 345 с.
14. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 7–24.
15. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – №2(19), апрель-июнь 2009. – С. 28–32.
16. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С. 7–13.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
18. Elkind, D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World. Journ. Phi Delta Kappah March 1997. – Р. – 241-245.
19. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Cambridge: Perseus Publishing, 2001. – 244 p.
20. Children and screens: A survey by French pediatricians. R. Assathiany, E. Guery, F.M. Caron, J. Cheymol, G. Picherot, P. Foucaud, N. Gelbert, Association francёaise de peґdiatrie ambulatoireg Groupe de peґdiatrie geґneґralef. Archives de Peґdiatrie 25 (2018). – Р.84–88.
21. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. – 287 p.
22. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. [Электронный ресурс] // Child Trends. 2011. 11 p. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_ Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
23. Morrow V. Understanding Children and Childhood. 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University, 2011. – 35 p.
24. The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. – 452 p.
25. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
26. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2008. P. 216–233.
27. Qvortrup J. Diversity’s Temptation – and Hazards’ // Childhood and Youth’: Conference: 8–19 July 2008 / Centre for the Study of Childhood and Youth, University of Sheffield. Sheffield: University of Sheffield. 2008. P. 1–9.
28. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood// Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022–1038.
29. The State of Americans: This Generation and the Next: by Peter D. McClelland, Stephen J Ceci, Phyllis Moen, Elaine Wethington , Urie Bronfenbrenner. Softcover: Free Press, 2007. – 304 р.
30. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233–238.
- Комментарии
Загрузка комментариев...