Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы

    Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы

    Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного  возраста: теории и подходы
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-17-35
    Ключевые слова: детское творчество философские основания творчества исторический взгляд на проблему творчества творчество и креативность теории и концепции феномена детского творче­ства условия и развитие творчества детей дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №3(117). – С. 17–35. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-17-35

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №3
    Дорофеева Елена Евгеньевна
    преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования, аспирант Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия)

    Подкасты

    СМОТРЕТЬ
    Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы

    Аннотация

    Актуальность. В науке не существует единого подхода к понятию творчества, нет четкого понимания и критериев, согласно которым можно отличить творческую деятельность от нетворческой. Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречий многочисленных подходов и теорий, трактующих феномен творчества, в том числе детского. Это позволит педагогам осознанно и целенаправленно развивать творчество в детской деятельности.

    Ход исследования. Основной акцент сделан на работы в области педагогики и психологии. Систематизированы научные концепции творчества, дан обзор современных моделей детского творчества, проанализированы исследования феномена творчества отечественными и западными учеными, рассмотрены философские основания феномена. Проведен анализ специфики творчества в старшем дошкольном возрасте, предпосылок и условий его развития.

    Результаты исследования. В результате исследования были систематизированы подходы и теории к феномену творчества, в том числе детского. Выявлены особенности творчества в старшем дошкольном возрасте, определены методологические основания изучения детского творчества.

    Выводы. Исследователи рассматривают творчество как продукт, процесс (деятельность), характеристику личности и как социальное явление, которое обусловлено врожденными способностями и социальной средой. При невозможности изменить культуру, в которой воспитывается ребенок, и врожденные способности мы можем влиять на ближайшее окружение и создавать для ребенка опыт творчества, конструируя специальные условия для его поддержки и развития.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Адлер А. Понять природу человека [Электронный ресурс]. URL: https://bookscafe.net/read/adler_alfred-ponyat_prirodu_cheloveka-158507.html#p1 (дата обращения 01.03.2023).
    2. Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории философии // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-tvorchestva-v-istorii-filosofii/viewer (дата обращения 01.03.2023).
    3. Амонашвили Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев. Мир психологии. 1996. – №2. – С.101–104.
    4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.
    5. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие. – СПб.: СПГУТД, 2006.
    6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Походаев В. С. – Москва: Искусство, 1986. 
    7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
    8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Академия, 2002.
    9. Богоявленская Д.Б. Творчество и одаренность // Наука в школе. – М.: ИТА «АПФИ», 2004. – Т.2. – С. 53–59.
    10. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет. Авт. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2000.
    11. Веракса Н.Е. Пространство детской реализации / Форум «Ориентиры детства». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XHybYT86pxY (дата обращения 01.03.2023).
    12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. 5–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
    13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987.
    14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк – 2-е изд. – М., 1967.
    15. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
    16. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М: Школа-Пресс, 1995.
    17. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005.
    18. де Боно Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
    19. Денисенкова Н.С. Видеолекция-вебинар «Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: познавательные способности» // МПАДО [Электронный ресурс]. URL: https://mpado.ru/obuchenie/vebinary/vebinar-universalnye-tselevye-orientiry-doshkolnogo-obrazovaniya... (дата обращения 01.03.2023).
    20. Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество [Электронный ресурс]. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101406 (дата обращения 01.03.2023).
    21. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
    22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/dyachenko-om-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika_0964fc3b38c.html (дата обращения 01.03.2023).
    23. Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 67–77.
    24. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2003.
    25. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком / дис. … д-ра. пед. наук. – М.,1996.
    26. Истомина С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6–7 лет в процесс музыкального творчества / дис. ...канд. пед. наук. – 2005.
    27. История педагогики и образования: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Юрайт, 2023.
    28. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997.
    29. Кларина Л.М. Методологические проблемы пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://lit-yaz.ru/kultura/75607/index.html (дата обращения 01.03.2023).
    30. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду / дис. … д-ра пед. наук – М., 1979. 
    31. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. – М.: Изд-во трансперсонального института, 1997.
    32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
    33. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения. – М.: Мысль, 1995.
    34. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976.
    35. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989 – №6.
    36. Маца А.З., Комарова И.И., Раппапорт А.Г. Методология подготовки энциклопедий (1985) // Архив ВНИИТАГ.
    37. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. – М.: Просвещение, 2008.
    38. Погодина С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях // Научный поиск. – 2013. – №4. – С. 83–92.
    39. Поддъяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (концептуальный аспект). – Волгоград: Перемена, 1994.
    40. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
    41. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.-Л., 1948.
    42. Робинсон К. Подавляют ли школы творчество? [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_kill_creativity?language=ru (дата обращения 01.03.2023).
    43. Саймонтон Д. Психология креативной личности. – М.: Арт-Прессс, 2007.
    44. Тедд Д.Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей : Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума. – М., 1909.
    45. Трубайчук Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста. – М: Баласс, 2010.
    46. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптивный вариант. – СПб: Речь, 2006.
    47. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
    48. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности – М.: Поппури, 1997.
    49. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. H.A. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.
    50. Шахно Н.В. Концептуализация понятия художественного творчества // Ярославский педагогический вестник – 2013 – №2 – Том I (Гуманитарные науки).
    51. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
    52. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 127–142.
    53. Субботский Е.В. Мир волшебного как стимулятор креативности у детей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-volshebnogo-kak-stimulyator-kreativnosti-u-detey/viewer (дата обращения 01.03.2023).
    54. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
    55. Csikszentmihalyi M Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. N.-Y., 2013.
    56. Feldman D.H. (1999). The development of creativity. In R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of Creativity (pp. 169-186). New York: Cambridge University Press. [Электронный ресурс]. URL: //https://www.scirp.org/(S(i43dyn45teexjx455qlt3d2q))/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1983... (дата обращения 01.03.2023).
    57. Gardner H. Frames оf Mind: The Theory of Multiple Intelligences. N.-Y.: Basic Books, 2004.
    58. Gruber H.E., Wallace D.B. The case study method and evolving systems approach for understanding unique creative people at work // Handbook of creativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999, pp. 93–115.
    59. Guilford J.P. Train of Creativity. – In: P.E. Vernon /Ed./ «Creativity», 1978.
    60. Koster J.B. Growing Artists: Teaching the Arts to Young Children / 6th edition. Boston: Cengage Learning, 2014.
    61. Kupers E., Lehmann-Wermser А., McPherson G., Geert Р. Children’s Creativity: A Theoretical Framework and Systematic Review [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/344879022_Children's_Creativity_A_Theoretical_Framework_and_Systematic_Review (дата обращения 01.03.2023).
    62. McAdam R. Knowledge creation and idea generation: a critical quality perspective // Technovation, vol. 24, iss. 9, September 2004, pp. 697–705.
    63. Simonton D.K. Creativity in personality, developmental, and social psychology: any links with cognitive psychology? // Creative thought: an investigation of conceptual structures and processes / T. Ward, S. Smith, J. Vaid (eds.). American Psychological Association, 2001, pp. 116–133.
    64. Sternberg J.R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms // Handbook of creativity / R. J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999, pp. 3–16.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью