Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-3117-17-35
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы // Современное дошкольное образование. – 2023. – №3(117). – С. 17–35. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-17-35
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
Аннотация
Актуальность. В науке не существует единого подхода к понятию творчества, нет четкого понимания и критериев, согласно которым можно отличить творческую деятельность от нетворческой. Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречий многочисленных подходов и теорий, трактующих феномен творчества, в том числе детского. Это позволит педагогам осознанно и целенаправленно развивать творчество в детской деятельности.
Ход исследования. Основной акцент сделан на работы в области педагогики и психологии. Систематизированы научные концепции творчества, дан обзор современных моделей детского творчества, проанализированы исследования феномена творчества отечественными и западными учеными, рассмотрены философские основания феномена. Проведен анализ специфики творчества в старшем дошкольном возрасте, предпосылок и условий его развития.
Результаты исследования. В результате исследования были систематизированы подходы и теории к феномену творчества, в том числе детского. Выявлены особенности творчества в старшем дошкольном возрасте, определены методологические основания изучения детского творчества.
Выводы. Исследователи рассматривают творчество как продукт, процесс (деятельность), характеристику личности и как социальное явление, которое обусловлено врожденными способностями и социальной средой. При невозможности изменить культуру, в которой воспитывается ребенок, и врожденные способности мы можем влиять на ближайшее окружение и создавать для ребенка опыт творчества, конструируя специальные условия для его поддержки и развития.
Литература
- Адлер А. Понять природу человека [Электронный ресурс]. URL: https://bookscafe.net/read/adler_alfred-ponyat_prirodu_cheloveka-158507.html#p1 (дата обращения 01.03.2023).
- Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории философии // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-tvorchestva-v-istorii-filosofii/viewer (дата обращения 01.03.2023).
- Амонашвили Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев. Мир психологии. 1996. – №2. – С.101–104.
- Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.
- Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие. – СПб.: СПГУТД, 2006.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Походаев В. С. – Москва: Искусство, 1986.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Академия, 2002.
- Богоявленская Д.Б. Творчество и одаренность // Наука в школе. – М.: ИТА «АПФИ», 2004. – Т.2. – С. 53–59.
- Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет. Авт. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2000.
- Веракса Н.Е. Пространство детской реализации / Форум «Ориентиры детства». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XHybYT86pxY (дата обращения 01.03.2023).
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. 5–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк – 2-е изд. – М., 1967.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М: Школа-Пресс, 1995.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005.
- де Боно Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
- Денисенкова Н.С. Видеолекция-вебинар «Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: познавательные способности» // МПАДО [Электронный ресурс]. URL: https://mpado.ru/obuchenie/vebinary/vebinar-universalnye-tselevye-orientiry-doshkolnogo-obrazovaniya... (дата обращения 01.03.2023).
- Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество [Электронный ресурс]. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101406 (дата обращения 01.03.2023).
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/dyachenko-om-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika_0964fc3b38c.html (дата обращения 01.03.2023).
- Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 67–77.
- Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2003.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком / дис. … д-ра. пед. наук. – М.,1996.
- Истомина С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6–7 лет в процесс музыкального творчества / дис. ...канд. пед. наук. – 2005.
- История педагогики и образования: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Юрайт, 2023.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997.
- Кларина Л.М. Методологические проблемы пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://lit-yaz.ru/kultura/75607/index.html (дата обращения 01.03.2023).
- Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду / дис. … д-ра пед. наук – М., 1979.
- Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. – М.: Изд-во трансперсонального института, 1997.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
- Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения. – М.: Мысль, 1995.
- Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989 – №6.
- Маца А.З., Комарова И.И., Раппапорт А.Г. Методология подготовки энциклопедий (1985) // Архив ВНИИТАГ.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. – М.: Просвещение, 2008.
- Погодина С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях // Научный поиск. – 2013. – №4. – С. 83–92.
- Поддъяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (концептуальный аспект). – Волгоград: Перемена, 1994.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
- Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.-Л., 1948.
- Робинсон К. Подавляют ли школы творчество? [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_kill_creativity?language=ru (дата обращения 01.03.2023).
- Саймонтон Д. Психология креативной личности. – М.: Арт-Прессс, 2007.
- Тедд Д.Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей : Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума. – М., 1909.
- Трубайчук Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста. – М: Баласс, 2010.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптивный вариант. – СПб: Речь, 2006.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
- Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности – М.: Поппури, 1997.
- Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. H.A. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.
- Шахно Н.В. Концептуализация понятия художественного творчества // Ярославский педагогический вестник – 2013 – №2 – Том I (Гуманитарные науки).
- Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
- Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 127–142.
- Субботский Е.В. Мир волшебного как стимулятор креативности у детей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-volshebnogo-kak-stimulyator-kreativnosti-u-detey/viewer (дата обращения 01.03.2023).
- Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
- Csikszentmihalyi M Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. N.-Y., 2013.
- Feldman D.H. (1999). The development of creativity. In R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of Creativity (pp. 169-186). New York: Cambridge University Press. [Электронный ресурс]. URL: //https://www.scirp.org/(S(i43dyn45teexjx455qlt3d2q))/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1983... (дата обращения 01.03.2023).
- Gardner H. Frames оf Mind: The Theory of Multiple Intelligences. N.-Y.: Basic Books, 2004.
- Gruber H.E., Wallace D.B. The case study method and evolving systems approach for understanding unique creative people at work // Handbook of creativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999, pp. 93–115.
- Guilford J.P. Train of Creativity. – In: P.E. Vernon /Ed./ «Creativity», 1978.
- Koster J.B. Growing Artists: Teaching the Arts to Young Children / 6th edition. Boston: Cengage Learning, 2014.
- Kupers E., Lehmann-Wermser А., McPherson G., Geert Р. Children’s Creativity: A Theoretical Framework and Systematic Review [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/344879022_Children's_Creativity_A_Theoretical_Framework_and_Systematic_Review (дата обращения 01.03.2023).
- McAdam R. Knowledge creation and idea generation: a critical quality perspective // Technovation, vol. 24, iss. 9, September 2004, pp. 697–705.
- Simonton D.K. Creativity in personality, developmental, and social psychology: any links with cognitive psychology? // Creative thought: an investigation of conceptual structures and processes / T. Ward, S. Smith, J. Vaid (eds.). American Psychological Association, 2001, pp. 116–133.
- Sternberg J.R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms // Handbook of creativity / R. J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999, pp. 3–16.
- Комментарии
Загрузка комментариев...