преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования, аспирант Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия)
Дорофеева Елена Евгеньевна
Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.
Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.
Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.
Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.
Актуальность. В науке не существует единого подхода к понятию творчества, нет четкого понимания и критериев, согласно которым можно отличить творческую деятельность от нетворческой. Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречий многочисленных подходов и теорий, трактующих феномен творчества, в том числе детского. Это позволит педагогам осознанно и целенаправленно развивать творчество в детской деятельности.
Ход исследования. Основной акцент сделан на работы в области педагогики и психологии. Систематизированы научные концепции творчества, дан обзор современных моделей детского творчества, проанализированы исследования феномена творчества отечественными и западными учеными, рассмотрены философские основания феномена. Проведен анализ специфики творчества в старшем дошкольном возрасте, предпосылок и условий его развития.
Результаты исследования. В результате исследования были систематизированы подходы и теории к феномену творчества, в том числе детского. Выявлены особенности творчества в старшем дошкольном возрасте, определены методологические основания изучения детского творчества.
Выводы. Исследователи рассматривают творчество как продукт, процесс (деятельность), характеристику личности и как социальное явление, которое обусловлено врожденными способностями и социальной средой. При невозможности изменить культуру, в которой воспитывается ребенок, и врожденные способности мы можем влиять на ближайшее окружение и создавать для ребенка опыт творчества, конструируя специальные условия для его поддержки и развития.