Габдулхаков В.Ф. Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования
Скачать в формате PDF
Поступила:
17.11.2023
Принята к публикации:
10.01.2024
Дата публикации в журнале:
16.02.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. Современное дошкольное образование, 121(1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной (предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпирической базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской, Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида грамотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энтропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение.
Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии недостаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и умений), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на предметную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности и методические средства предметной грамотности.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на международных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследованы предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа).
Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрированного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и другой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по развитию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональной грамотности.
Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература
Авдеенко, Н.А., Демидова, М.Ю., Ковалева, Г.С. и др. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019 – №4. – С. 124–145.
Вентцель, Е.С. Теория вероятностей. – М.: Наука, 1969. – 576 с.
Волькенштейн, М.В. Энтропия и информация. – М.: Наука, 1986. – 192 с.
Волосовец, Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Управление развитием функциональной грамотности». – Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет. 27–28.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (дата обращения 5.01.2024).
Гленсдорф, Я., Пригожин, Я. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации. – М.: Мир, 1973. – 324 с.
Забродина, Н.П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности. – М.: Министерство просвещения РФ, 2021. – 35 с.
Зарипов, Р.Г. Новые меры и методы в теории информации. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – 364 с.
Каплунов, В. Что такое социальная энтропия? [Электронный ресурс]. URL: https://root.elima.ru/texts/?id=469 (Дата обращения 5.01.2024).
Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб.: Алетейя, 2002. – 414 с.
Колмогоров, А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. – М.: Наука, 1987. – 304 с.
Колмогоров, А.Н., Журбенко, И.Г., Прохоров, А.В. Введение в теорию вероятностей // Библиотечка КВАНТ. Вып. 4(135). – М.: Издательство МЦНМО, 2015. – 168 с.
Кондратенко, Е. Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе? // Справочник заместителя директора школы. – 2022 – №5 – С. 96–105.
Логинова, О.Б. Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021 – Т. 2. – №5 (79). – С. 160–174.
Лoтмaн, Ю.M. Структура художественного текста. – M.: Наука, 1970. – 234 с.
Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний. – Ч. 1 // Учебно-методическое описание / Под общ. ред. С.А. Бояшовой. – СПб: ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга, 2015. – 28 с.
Методические рекомендации функциональной грамотности обучающихся: Сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Еремина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 135 с.
Некипелова, И.М. Признаки энтропии и негэнтропии в языковой системе // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – №9(29). – С. 12–20.
Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – С. 35–36.
Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V–IX классы). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». [Электронный ресурс]. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti (Дата обращения 5.01.2024).
Саночкина, Ю.В. Совершенствование методов управления инновационными процессами в экономических системах. – СПб.: Петрополис, 2020. – С. 54-55.
Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир: методические рекомендации для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, М.В. Рожкова, О.А. Рыдзе; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 278 с.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.
ФГОС основного общего образования. Утверждена от 18 мая 2023 г. N 370. [Электронный ресурс]. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia...
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ФОП ДО. – М.: ГНОМ, 2023. – 18 с.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций: самодиагностика занятий: практическое пособие / Сост.: Н.В. Кишалова, Е.С. Филенко. – Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2023 – 32 с.
Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – Махачкала: АЛЕФ, 2022. – 88 с.
Цыпкин, Я.З. Информационная теория идентификации. – М.: Наука; Физматлит, 1995. – 336 с.
Читательская грамотность: методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / Министерство просвещения Российской Федерации; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – М., 2021 – 124 с.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий: выпуск 1, 2: учебное пособие: в 2 частях / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд., стер. – М.; СПб.: Просвещение, 2022. – 132 с.
Airaksinen, T., Halinen, I., Linturi, H. (2017). Futuribles of learning 2030 – Delphi supports the reform of the core curricula in Finland. The European Journal of Futures Research. Vol. 5. P. 2. doi:10.1007/s40309-016-0096-y.
Boltzmann, L. (1896). Vorlesungen über Gastheorie, vol. I. J.A. Barth, Leipzig.
Coughlan, S. (2017). How Canada Became an Education Superpower. BBC. http://www.bbc.com/news/ business-40708421
Curriculum Services Canada (2016). Mapping the impact of the 21st century innovation research initiative on students. Teachers and Systems: Local Innovation Projects. Round 5. www.ontario directors.ca
Cousin, S. (2019). System Leadership: Policy and Practice in the English Schools System. London: Bloomsbury.
Douglas R. Gress, Jungyeop Shin (2017). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green energy related K3–12 curriculum and texts. Environmental Education Research. Vol. 23. No. 6. P. 874–885. doi: 10.1080/13504622.2016.1204987.
EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of Key Competences for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms / Publications Offi ce of the European Union. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739 aa-04a8-11e8-b8f5-01aa75ed71a1/language-en
EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientifi c Foresight: What is? / European Parliament. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/ EPRS_ATA(2018)624246_EN.pdf
Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. http://www.edge. co.uk/sites/default/fi les/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf. (accessed 21.08.2023).
Esposito, A. (ed.) (2017). Research 2.0 and the Impact of Digital Technologies on Scholarly Inquiry. Hershey, PA: IGI Global. https://www.igi-global.com/gateway/book/150396
Jian-Xin Yao, Yu-Ying Guo (2018). Core competences and scientifi c literacy: The recent reform of the school science curriculum in China. International Journal of Science Education. Vol. 40. No. 15. P. 1913–1933. doi: 10.1080/09500693.2018.1514544.
JeongAe You, HyeSeung Lee, Cheryl J. Craig (2019). Remaking textbook policy: Analysis of national curriculum alignment in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education. Vol. 39. No. 1. P. 14–30. doi: 10.1080/02188791.2019.1572591.
Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and Training in England: The Concept of an Extended Upper Secondary Education Phase Revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/ featured-research/14-19-education-training-england/pdf/14-19_education_and_training_in_England.pdf (accessed 21.08.2017).
Weili Zhao (2019). Epistemological fl ashpoint in China’s classroom reform: (How) can a “Confucian do-after-me pedagogy” cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. doi: 10.1080/00220272.2019.1641844.
- Комментарии
Загрузка комментариев...