Гендерные особенности совместного досуга современных родителей со своими детьми-дошкольниками

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Время, проведенное ребенком с семьей, является значимым фактором его благополучного развития, в том числе в процессе гендерной социализации. Матери и отцы, как правило, предпочитают разные виды совместной деятельности в зависимости от пола ребенка. Поскольку различные занятия по-разному влияют на формирование личностных характеристик дошкольника, выбор совместных досуговых практик может играть существенную роль в его развитии. Вместе с тем в современной отечественной психологии семейный досуг в контексте детско-родительских отношений остается недостаточно изученным.
Цель. Выявление гендерных особенностей совместного досуга родителей со своими детьми-дошкольниками.
Выборка. В исследовании приняли участие 42 864 человека — родители детей дошкольного возраста от 18 до 56 лет (41551 женщин и 1313 мужчин), проживающие в различных регионах Российской Федерации.
Методы. Исследование выполнено на основе авторской анкеты, направленной на исследование восприятия родителями различных аспектов жизни детей-дошкольников. Обработка данных осуществлялась с помощью частотного и факторного анализа.
Результаты. Результаты исследования показали различия в предпочтениях досуговой деятельности отцов и матерей со своими детьми-дошкольниками мальчиками и девочками. Выявлены два ключевых биполярных фактора предпочтения родителями видов совместного досуга: «Практико-ориентированные формы активности — Игровые формы активности» и «Художественно-эстетическая деятельность — “Познавательная” активность».
Выводы. Полученные данные позволяют зафиксировать особенности семейного досуга современных родителей с детьми. Во-первых, современные родители стремятся проводить время со своими детьми, выбирая традиционные виды семейного времяпрепровождения (игра, прогулки, чтение, рисование и т.д.). Во-вторых, особенности досуговой деятельности в семье гендерно обусловлены: матери ориентированы на получение практической пользы, тогда как отцы посвящают это время совместной игре. Кроме того, родители с девочками и мальчиками предпочитают деятельности разной направленности. В-третьих, важный вклад в полноценную досуговую деятельность с дошкольником вносит фактор полноты семьи: в семьях с одним родителем снижается частота игровых форм детско-родительского взаимодействия.
Литература
Вербианова, О.М. (2017). Особенности досуга городского ребенка дошкольного возраста. В кн.: Современное психолого-педагогическое образование. Сб. статей VIII психолого-педагогических чтений памяти
Л.В. Яблоковой (27–30 ноября 2017). Под ред. О.В. Груздевой, К.Ю. Лобкова. (С. 48–56). Красноярск: Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Гаврилова, М.Н., Сухих, В.Л. (2024). Как дети выбирают игрушки, и связан ли этот выбор с показателями психического развития? Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 292–315. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-25
Евтушенко, И.Н., Быстрай, Е.Б., Артеменко, Б. А. (2018). Особенности гендерного воспитания детей
дошкольного возраста. Самарский научный вестник, 7(2(23)), 239–245.
Исаев, Д.Н., Каган, В.Е. (1979). Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Ленинград: Изд-во
«Медицина».
Кириллов, И.Л., Склезнева, И.В. (2020). Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Вестник практической психологии образования, 17(1), 16–20. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170102
Кон, И.С. (1975). Половые различия и дифференциация социальных ролей. В кн.: Соотношение биологического и социального. Под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ломова (С. 763–777). Москва: [б. и.].
Кон, И.С. (1981). Психология половых различий. Вопросы психологии, (2), 47–58.
Летягина, С.К. (2012). О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 1(1), 38–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-formirovaniya-polovoy-identichnosti-v-sovremennom-obsch... (дата обращения: 24.08.2025).
Радзивилова, М.А. (2010). Влияние семейного воспитания на становление гендера девочек и мальчиков в период дошкольного детства. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 53(9), 83–87.
Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г., Смирнова, С.Ю. (2021). Детская игрушка в современных психологических
исследованиях. Вопросы психологии, 67(5), 147–156.
Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г. (2023). Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. Национальный психологический журнал, 18(3), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313
Смирнова, Е.О., Рахимова, У.М. (2011). Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра.
Современное дошкольное образование, (6), 76–79.
Собкин, В.С., Марич, Е.М. (2002). Социология семейного воспитания: Дошкольный возраст. Москва: Изд-во Центра социологии образования.
Собкин, В. С., Скобельцина, К. Н., Иванова, А. И. (2011). Семейный досуг дошкольника: мнение родителей. Образовательная политика, 5(55), 23–29.
Собкин, В.С., Скобельцина, К.Н., Иванова, А.И. (2012). Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей. В кн.: Социология образования. Труды по социологии образования. Под ред.
В.С. Собкина. (С. 32–44). Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С., Скобельцина, К.Н. (2012). Представления родителей об особенностях общения их ребенка
с компьютером. Современное дошкольное образование, (3), 30–34.
Собкин, В.С., Скобельцина, К.Н., Иванова, А.И., Верясова, Е.С. (2013). Социология дошкольного детства: [труды по социологии образования]. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С., Рябкова, И.А., Созинова, И.В. (2024). Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника
в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков). Современное дошкольное образование, (1), 4–18. https://doi.org/110.24412/2782-4519-2024-1121-4-18
Трифонова, Е.В. (2022). Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве. Культурно-историческая психология, 18(3), 5–12. https://doi.org/10.17759/chp.2022180301
Adejumo, A. (2025). The role of family communication in shaping gender roles and socialization in children in a digital world. International Journal of Social Science Exceptional Research, (4), 66–71. https://doi.org/10.54660/IJSSER.2025.4.3.65-71
Alexander, G.M., Hines, M. (2002). Sex differences in response to children’s toys in nonhuman primates (Cercopithecus aethiops sabaeus). Evolution and Human Behavior, 23(6), 467–469. https://doi.org/10.1016/S1090-5138(02)00107-1
Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy preferences among 3-to-4-year-old children: The impact of socio-demographic factors and developmental characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
Harrington, M. (2015). Practices and meaning of purposive family leisure among working- and middle-class families. Leisure Studies, 34(4), 471–486.
Juris, J., Zvonkovic, A. (2023). How grandparent couples engage in family leisure with grandchildren. Innovation in Aging, (7), 258–258. https://doi.org/10.1093/geroni/igad104.0857
Oláh, L., Gähler, M. (2025). Parental divorce and attitudes to gender equality in Sweden. Journal of Family Research, (37), 98. https://doi.org/10.20377/jfr-1012
Prados, M., Álvarez, J. (2023). Family leisure in rural and urban environments: A question of context. Societies, 13(2), 35. https://doi.org/10.3390/soc13020035
Rzhanova, I.E., Alekseeva, O.S., Boldyreva, A.Ya., Nikolaeva, A.Yu., Burdukova, Yu.A. (2023). Verbal abilities: Sex differences in children at different ages. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 22–32. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0202
Sobkin V., Ryabkova, I.A., Sozinova, I.V. (2024). A preschooler’s emotional well-being within a family (Based on psychological analysis of children’s drawings). New Ideas in Child and Educational Psychology, 1-2(4), 40–66. https://doi.org/10.11621/nicep.2024.0403
Stodolska, M., Lee, K., Hwang, S., Lee, Y., Son, H. (2023). Leisure and family quality of life in korean transnational split families. Leisure Sciences, 47(1), 1–21. https://doi.org/10.1080/01490400.2023.2185917
Thoidis, I., Chaniotakis, N., Vrantsi, M. (2022). Family and leisure: parents’ views on their children’s leisure time and their role in it. European Journal of Education Studies, 9(9), 73–91. https://doi.org/10.46827/ejes.v9i9.4455
Todd, B., Barry, J., Thommessen, S. (2017). Preferences for ‘gender-typed’ toys in boys and girls aged 9 to 32 months. Infant Child Development, 26(3). https://doi.org/10.1002/icd.1986
- Комментарии

