Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Езопова С.А., Новицкая В.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства
Скачать в формате PDF
Поступила:
07.04.2023
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-4118-22-34
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Езопова С.А., Новицкая В.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства // Современное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 22–34. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-22-34
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. В статье представлены результаты разработки Проекта Концепции развития дошкольного образования до 2030 года. Дается характеристика теоретических оснований, ключевых проблем текущей ситуации, на основе которых определены цели, задачи, принципы и механизмы реализации основных положений Концепции.
Организация исследования. Цель исследования заключалась в определении теоретическо-методологических основ формирования стратегии развития дошкольного образования в Российской Федерации и разработке Концепции развития дошкольного образования до 2030 года как документа, отражающего политику в сфере дошкольного образования в Российской Федерации. В ходе исследования было проанализировано текущее состояние и проблемы отечественной системы дошкольного образования, определены цель и ключевые задачи, на основе которых, в свою очередь, конкретизированы механизмы, этапы и мероприятия по достижению заявленных перспектив.
Результаты исследования. В результате исследования предложенный проект Концепции развития дошкольного образования до 2030 года включает 4 направления ее реализации: совершенствование нормативно-правового регулирования и организационно-методического сопровождения системы ДО; повышение доступности и качества ДО; развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры ДО; развитие кадрового потенциала системы ДО. Каждое из обозначенных направлений включает комплекс реализуемых мероприятий, уже имеющих в настоящий момент активный статус (этап реализации 2023–2025 годы), а также предполагающих перспективное решение на этапе 2025–2030 годов.
Выводы. В проекте Концепции определены приоритетные направления и ключевые точки роста системы отечественного дошкольного образования. Предлагаемый проект Концепции развития дошкольного образования является основой для выработки региональной повестки развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, проектирования программ развития дошкольных образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы дошкольного образования.
Литература
- Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. – 2012. – №4(33). – С. 81–85.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295-р URL: http://government.ru/docs/3342/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения РФ по реализации документов стратегического планирования за 2022 год. https://docs.edu.gov.ru/document/48f4c2f6c6632c7e5f8e6ec19fc97e12/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. – М., 2022. URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
- Дюжакова М.В. Дошкольное образование: современные тенденции развития. – Воронеж: Научная книга, 2019. – 224 с.
- Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.. НИУ ВШЭ, 2022. – 532 с.
- Жиляева Н.В., Ханова Т.Г., Дорогина А.С. Основные тенденции развития современного дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70-1.
- Комплексный мониторинг системы дошкольного образования. URL: https://doshkol-edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 2723-ФЗ; в ред. от 17.02.2023 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/page/1 (дата обращения: 01.06.2023).
- Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике: одобрен Правительством РФ 23.09.2020 № АБ-П13-5361.
- Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. Население. Демография. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 01.06.2023).
- Официальная статистика Федеральной службы государственной статистки. Образование. Дошкольное образование. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 01.06.2023).
- Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/cfda8c74aa5bc99617d99c00b8bf69af/download/1058/
- Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264) URL: https://docs.edu.gov.ru/document/18ab5038a89b568c01988bbaa87a65f1/download/5797/
- Программа модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013–2020 гг. URL: https://do.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации основных образовательных программ дошкольного образования URL:https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/download/5558/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
- Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю., Волобуева Л.М., Авдулова Т.П., Сорокина О.А. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы // Преподаватель XXI век. – 2022. – №1. – С. 41–57
- Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания // Современное дошкольное образование. – 2023. – №1(115). – С. 26–34. DOI: 10.24412/2782–4519-2023-1115-26-34
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (дата обращения: 01.06.2023).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
- Комментарии
Загрузка комментариев...