Изучение традиций семейного воспитания как потенциала сохранения духовно-нравственных ценностей
Скачать в формате PDF
Поступила:
12.08.2024
Принята к публикации:
13.09.2024
Дата публикации в журнале:
13.10.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-5125-12-27
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Арнаутова, Е.П., Рычагова, Е.С., Воробьева, И.Н. (2024). Изучение традиций семейного воспитания как потенциала сохранения духовно-нравственных ценностей. Современное дошкольное образование, 18(5), 12–27. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-12-27
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Реализация задачи приобщения детей к традиционным нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, культурным традициям своей семьи выделена в числе приоритетных в новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Поэтому разработка методик изучения культурных традиций современной семьи является важной практической помощью специалистам в обогащении партнерских отношений с родителями.
Цель. Изучение семейных традиций в семьях воспитанников и анализ актуальных аспектов взаимодействия ДОО и семьи в вопросах повышения духовно-нравственного потенциала молодой семьи.
Выборка. В исследовании приняли участие 47 педагогов и 230 родителей детей раннего и дошкольного возраста дошкольных групп образовательных учреждений города Москвы.
Методы. Исследование выполнялось на основе разработанного авторами опросника по изучению традиций воспитания в современной семье, а также в образовательной практике педагогов дошкольного образования и взаимодействии их с родителями.
Результаты. Представлено качественное и количественное описание полученных данных с использованием опросных листов отдельно для педагогов и родителей, а также сводных таблиц для обработки количественных и качественных данных. Проанализированы и обобщены наиболее значимые результаты социологического опроса, связанные с взглядами и отношением поколения молодых родителей и нынешних педагогов к разным аспектам многогранной проблемы сохранения и использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Разработана методика социологического опроса по изучению семейных традиций в практике родительского воспитания и образовательной практике педагогов в общении с детьми и сотрудничестве с родителями. По ряду вопросов сделан сравнительный анализ результатов опроса педагогов и родителей. Выделены наиболее актуальные направления сотрудничества с семьями по популяризации семейных традиций.
Выводы. Апробация методики изучения семейных традиций позволяет далее продолжить ее совершенствование и использование в практике взаимодействия с родителями в иных модификациях. Специалистам в области образования важно активно вовлекать молодые семьи в возрождение традиций, вести календари семейных событий и летописи, чтобы формировать более тесные связи между поколениями и способствовать позитивной социализации детей.
Литература
Адамян, Е.И. (2019). Воспитание через воспоминание: межпоколенческий диалог. Проблемы современного образования, 4, 58–72.
Арнаутова, Е.П. (2023). Воспитание детей в семье на основе российских ценностей и традиций. Методист, 7, 54–56.
Арнаутова, Е.П., Воробьева, И.Н., Кондратьева, Н.Л., Рычагова, Е.С. (2022). Педагогический метод Марии Монтессори: семейные традиции как ресурс становления личности ребенка. В кн.: Педагогика Монтессори в меняющемся мире. Сб. X Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (11–12 ноября, 2022 г.). Под общ. ред. К.Е. Сумнительного. (С. 81–90). Москва: Изд-во МПГУ.
Арнаутова, Е.П., Рычагова, Е.С., Воробьева, И.Н. (2022). Приобщение детей и взрослых к общекультурным и семейным ценностям посредством вовлечения в проектную деятельность. Детский сад от А до Я, 2, 14–22.
Арнаутова, Е.П., Рычагова, Е.С., Воробьева, И.Н. (2023). Психолого-педагогическая поддержка отцовства как одной из традиционных семейных ценностей. Школа будущего, 4, 7–19. https://doi.org/10.55090/19964552_2023_4_7_19
Арнаутова, Е.П., Рычагова, Е.С., Воробьева, И.Н., Кукушкина, С.С. (2023). Путешествие в мир отцовства: беседы с дошкольниками и родителями. Москва: Изд-во «Мозаичный парк».
Арутюнова, Л.А. (1988). Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Бабунова, Е.С. (2011). Проблема формирования этнокультурной установки у детей дошкольного возраста. Новые технологии, 2, 192 –196.
Венедиктова, А.В., Рычагова, Е.С. (2023). Воспитательные практики как фактор гуманизации образовательного пространства. В сб.: Специальное образование и социокультурная интеграция: Материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 27–28 октября) (С. 33–38). Саратов: Изд-во Саратовского университета.
Веракса, Н.Е. (2011). Семья – пространство развития ребенка. Современное дошкольное образование, 2, 2.
Гурко, Т. А. (2022). Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе, 4, 3–14.
Дзинтере, Д.О. (1973). Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Додокина, Н.В. (2005). Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи. Управление ДОУ, 5, 104–106.
Захарова, М.А., Костина, Е.В. (2010). Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Москва: Изд-во «Школьная пресса».
Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. (2019). Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации. Москва: Изд-во «Сфера».
Ильин, И.А. (2019). Путь духовного обновления. Москва: Изд-во «Белый город»; «Даръ».
Киселёв, С.Ю. (2021). Дошкольный возраст – критический период для развития не только психических процессов, но личности ребенка в целом. Современное дошкольное образование, 2, 4–11.
Княжева, И.А. (1992). Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Кудрявцева, Е.А. (1992). Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. Москва.
Куликова С.Ю. (2021) Детям о культуре и традициях русского народа. Санкт-Петербург: Изд-во «Паритет».
Печерская, А.Н. Моя семья. Книга-альбом. (2023). Москва: Изд-во «М-Парк».
Ривина, Е.К. (2008). Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей (для работы с детьми 2-7 лет). Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Розанов, В.В. (2000). Апокалипсис нашего времени. Москва: Изд-во «Республика».
Рычагова, Е.С. (2024). Традиции семейного чтения как ресурс становления личности ребенка. Детский сад от А до Я, 2, 32–41.
Сережникова, Р.К. (1995). Домашний театр как средство формирования гуманных родительско-детских взаимоотношений в нуклеарной однодетной семье: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Содружество детей и взрослых: методический комплект для детского сада (2013). Под ред. Н.Ф. Лагутиной, Н.В. Микляевой. Кн. 1. Москва: Изд-во «Сфера».
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2022). СудАкт, 25 ноября 2022 г. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnai... obrazovaniia/?ysclid= lt4ojzghan 393910839 (дата обращения: 10.01.2024).
Эйдемиллер, Э.Г. (2002). Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Юмашева, И.А. (2021). Семейные ценности как инструмент внешней политики России. Культурологический журнал, 3(45).
Jenness, A. (1992). Who am I? Boston: Modern Curriculum Press.
Roe, A. (1956). The Psychology of Occupations. New York, USA: Wiley.
- Комментарии
Загрузка комментариев...