Киричек К.А. Формирование представлений о площади у дошкольников
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. Авторы доказывают необходимость владения педагогами дошкольного образования методикой формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о площади, ее измерении и сравнении площадей предметов. Проведен анализ примерных основных программах дошкольного образования и научно-педагогической литературы, который показал отсутствие методических источников по формированию представлений о площади у дошкольников, поэтому автором статьи предпринята попытка разработать и описать соответствующую методику.
Методы. В разделе описываются четыре этапа ознакомления детей дошкольного возраста с площадью: 1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения; 2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок; 3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки; 4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр). На каждом этапе рассмотрены особенности введения нового материала, приведены примеры заданий и упражнений. Описаны условия эффективного формирования представлений о площади предметов у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты положительные аспекты развития дошкольников при ознакомлении с математическим понятием «площадь».
Выводы. Авторы отмечают, что разработанная методика успешно применяется воспитателями старших и подготовительных к школе групп в детских садах комбинированного вида №№22 и 54 г. Ставрополя. Показано, что выполнение дошкольниками соответствующих тематических заданий и упражнений способствует развитию у них сенсорных способностей, логического мышления, связной речи, внимания, памяти, что благоприятно повлияет на дальнейшее обучение в начальной школе и будет полезно в практической деятельности.
Литература
2. Бурдыкина Е.А., Андреева С.С. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений с учетом профессионального стандарта «Педагог» // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – №6. – С. 148–149.
3. Веракса Н.Е. ФГОС и проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Нижегородское образование. – 2011. – №2. – С. 16–20.
4. Исмагулова М.М. Использование инновационных технологий с дошкольниками на занятиях по математике // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 81–88.
5. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // KANT. – 2016. – №1(18). – С. 37–40.
6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р). [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894 (Дата обращения: 01.05.2016).
7. Липенская И.А., Зубова С.П., Кочетова Н.Г. Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 278–280.
8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
9. Переходенко А.П. Особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников // Инновационная деятельность в дошкольном образовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 458–461.
10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
11. «Разноцветная планета». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1. – М.: ЮВЕНТА, 2015. – 252 с.
12. Табакаева И.В. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных стандартов // Современный научный вестник. – 2014. – Т.7. – №1. – С. 63–66.
13. Тихонова С.И. Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений // Новые технологии в образовании. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. – М.: Центр научной мысли, 2016. – С. 99–101.
14. Учимся измерять и сравнивать. Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн, 2015. – 24 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
16. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
- Комментарии