кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (Ставрополь, Россия)
Киричек Ксения Александровна
Введение. Авторы доказывают необходимость владения педагогами дошкольного образования методикой формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о площади, ее измерении и сравнении площадей предметов. Проведен анализ примерных основных программах дошкольного образования и научно-педагогической литературы, который показал отсутствие методических источников по формированию представлений о площади у дошкольников, поэтому автором статьи предпринята попытка разработать и описать соответствующую методику.
Методы. В разделе описываются четыре этапа ознакомления детей дошкольного возраста с площадью: 1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения; 2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок; 3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки; 4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр). На каждом этапе рассмотрены особенности введения нового материала, приведены примеры заданий и упражнений. Описаны условия эффективного формирования представлений о площади предметов у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты положительные аспекты развития дошкольников при ознакомлении с математическим понятием «площадь».
Выводы. Авторы отмечают, что разработанная методика успешно применяется воспитателями старших и подготовительных к школе групп в детских садах комбинированного вида №№22 и 54 г. Ставрополя. Показано, что выполнение дошкольниками соответствующих тематических заданий и упражнений способствует развитию у них сенсорных способностей, логического мышления, связной речи, внимания, памяти, что благоприятно повлияет на дальнейшее обучение в начальной школе и будет полезно в практической деятельности.