Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Концентрация информации в речи детей-билингвов

    Концентрация информации в речи детей-билингвов

    Концентрация информации в речи детей-билингвов
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 24.08.2024
    Принята к публикации: 16.09.2024
    Дата публикации в журнале: 13.10.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
    Ключевые слова: концентрация информации интерпретация информации связная речь дети-билингвы тип билингвизма диагностические процедуры психолингвистика
    Для цитирования статьи:
    Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современ­ное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №5
    Габдулхаков Валерьян Фаритович
    доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», руководитель НОЦ педагогических исследований, заведующий Центром прикладной педагогики Академии наук Республики Татарстан, Заслуженный деятель науки, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Казань, Россия

    Аннотация

    Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение концентрации информации в самостоятельных высказываниях детей-билингвов дошкольного возраста, что негативно сказывается на их когнитивном и социально-коммуникативном развитии. Это усугубляется отсут­ствием методического опыта и системных подходов к развитию информационной насыщенности речи в дошкольных учреждениях, что требует внимания как со стороны ученых, так и практиков в сфере педагогики.

    Цель. Определить уровень концентрации информации в зависимости от типа билингвизма в речи у детей дошкольного возраста.

    Выборка. Исследование концентрации информации в речи детей-билингвов проводилось в течение нескольких лет (2012–2022 гг.) на базе двуязычных детских садов Татарстана. Выборка составила 719 высказываний детей, зафиксированных и запротоколированных в письменном виде.

    Методы. В качестве методов исследования были использованы лингвистические процедуры анализа текста, связанные с оптимизацией понимания высказывания немецких и советских психолингвистов (У. Геллинг, А. Мюллер, С. Швиер, Я. Микк), педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов. Эмпирическим материалом для анализа стали высказывания старших дошкольников на русском и татарском языках. Анализировались пересказы на русском языке сказок, рекомендованных для старших дошкольников.

    Результаты. Основные результаты исследования заключаются в разработке и адаптации процедур диагностики концентрации информации в речи детей-билингвов, специально ориентированные на русскоязычные тексты; особенности дифференциации программ в зависимости от типа билингвизма (координативного, субординативного, смешанного); методические аспекты работы над концентрацией информации: межкультурный, иллюстративно-наглядный, музыкально-эстетический, изобразительно-творческий, коммуникативно-творческий и смысловой.

    Выводы. В общем пространстве цифровизации дошкольного образования, активного использования возможностей искусственного интеллекта необходимо находить время для вдумчивой работы с текстами выдающихся образцов детской художественной литературы, следует систематически проводить диагностические наблюдения над концентрацией информации в речи детей и методическую работу по развитию в их речи информативной насыщенности. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии диагностики и развития синтаксического, логического, понятийного строя речи детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Березина, А.В., Малахова, Н.Г. (2021). Роль чтения в развитии личности ребенка: материалы межвузовского круглого стола студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: Изд-во «Российская государственная детская библиотека».

    Валенберг, А. Подарок тролля. URL: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-dlja-detei-5-6-7-let/ana-valenberg-pod... (дата обращения: 4.08.2024).

    Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2012). Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

    Веракса, Н.Е., Айрапетян, З.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н., Тарасова, К.С. (2022). Понимание смешанных эмоций в дошкольном возрасте: роль когнитивного развития ребенка. Экспериментальная психология, 1(15), 122–138. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150108

    Винокур, Г.О. (1925). Культура языка: Очерки лингвистической технологии. Москва: Изд-во «Работник просвещения».

    Габдулхаков, В.Ф. (2018). Интегративные механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия преподавателя и студента. Интеграция образования, 2(22), 248–261. https://doi.org/10.15507/19919468.091.022.201802.248-261

    Гиндин, С.И. (1971). Связный текст: формальное определение и элементы типологии. Москва: Изд-во АН СССР. Ин-т рус. яз.

    Гукаленко, О.В. (2000). Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дисс. д-ра психол. наук. Ростов-на-Дону.

    Жинкин, Н.И. (1982). Речь как проводник информации. Москва: Изд-во «Наука».

    Иванова, М.К., Дедюкина, М.И. (2021). Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста: монография. Киров: Изд-во МЦИТО.

    Лосева, Л.М. (1980). Как строится текст. Москва.

    Лурия, А.Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

    Микк, Я.А. (1981). Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Нечаева, О.А. (1975). Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): дисс. д-ра психол. наук. Москва.

    Проблемы школьного учебника (1974). В.: Сборник. Ф.П. Коровкин и др.(ред.). Ученый методиче­ский совет при Министерстве просвещения СССР. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Улзытуева, А.И. (2011). Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 6, 127–132.

    Челтыгмашева, С.П. (2016). Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы. Молодой ученый, 21(125), 954–957.

    Щетинина, В.В. (2018). Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности. Научное отражение, 3(13), 31–36.

    Aaron, P.G., Joshi, R.M., Gooden, R., Bentum, K.E. (2008). Diagnosis and treatment of reading disabilities based on the component model of reading. Journal of Learning Disabilities, 41(1), 67–84. https://doi.org/10.1177/0022219407310838

    Anderson, P. (2002). Assessment and development of executive function (EF) during childhood. Child Neuropsychology, 8(2), 71–82.

    Bock, A.M., Gallaway, K.C., Hund, A.M. (2015). Specifying links between executive functioning and theory of mind during middle childhood: Cognitive flexibility predicts social understanding. Journal of Cognition and Development, 16, 509–521.

    Cunningham, I. (2010). Learning to lead — self managed learning and how academics resist understanding the process. Development and Learning in Organizations: An International Journal, 24(2), 4–6. https://doi.org/10.1108/14777281011019434

    Cutting, L.E., Materek, A., Cole, C.A., Levine, T.M., Mahone, E.M. (2009). Effects of fluency, oral language, and executive function on reading comprehension performance. Annals of Dyslexia, 59(1), 34–54. https://doi.org/10.1007/s11881-009-0022-0

    Darling-Hammond, L. (2016). Research on teaching and teacher education and its influences on policy and practice. Educational Researcher, 45(2), 83–91. https://doi.org/10.3102/0013189X16639597

    Gabdulchakov, V.F. (2015). The technology of activation of theoretical and creative thinking of bilingual students. Review European Studies, 7(5), 72–78. https://doi.org/10.5539/res.v7n5p72

    Gelling, U. (1980). Untersuchungen zur Anschaulichkeit von Lehrbuch. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.

    Gindin, S. (1981). What is a text as a basic notion of text linguistics. Text as Sentence Continued. Hamburg.

    Hsu, J., Hamilton, K., Wang, J. (2015). Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners. International Journal of Innovation and Learning, 17(1), 111–133. https://doi.org/10.1504/IJIL.2015.066103

    Mahasneh, A.M., Gazo, A.M. (2019). Effect of the training program to improve emotional creativity among undergraduate students. Psychology in Russia: State of the Art, 12, 137–148. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0310

    McMahon, M., Forde, Ch., Dickson, B. (2015). Reshaping teacher education through the professional continuum. Journal Educational Review, 67(2), 158–178. https://doi.org/10.1080/00131911.2013.846298

    Miller, S.A. (2009). Children’s understanding of second–order mental states // Psychological Bulletin, 135, 749–773.

    Menter, I. (2015). Teacher education. James D. Wright (ed.). International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Oxford: Elsevier.

    Müller, A. (1980). Gezielte emotionale Gestaltung von Schulbuchtextern als Beitrag zur Überzeugungsbildung. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.

    Rommetveit, R. (1972). Language games, syntactic structures and hermeneutics. Tajfel H., IsraelJ. (eds.). The Context of Social Psychology. N.Y.; London.

    Root-Bernstein, R. (2015). Arts and crafts as adjuncts to STEM education to foster creativity in gifted and talented students. Asia Pacific Education Review, 16(2), 203–212. https://doi.org/10.1007/s12564-015-9362-0

    Schwier, C. (1982). Zur problemhaften Gestaltung von Chemielehrbuchern. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.

    Viana, K.M., Zambrana, I.M., Karevold, E.B., Pons, F. (2019). Emotions in motion: impact of emotion understanding on children’s peer action coordination. Cognition & Emotion, 6, 1–8.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью