Концентрация информации в речи детей-билингвов
Скачать в формате PDF
Поступила:
24.08.2024
Принята к публикации:
16.09.2024
Дата публикации в журнале:
13.10.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Концентрация информации в речи детей-билингвов. Современное дошкольное образование, 18(5), 28–41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-5125-28-41
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В настоящее время наблюдается снижение концентрации информации в самостоятельных высказываниях детей-билингвов дошкольного возраста, что негативно сказывается на их когнитивном и социально-коммуникативном развитии. Это усугубляется отсутствием методического опыта и системных подходов к развитию информационной насыщенности речи в дошкольных учреждениях, что требует внимания как со стороны ученых, так и практиков в сфере педагогики.
Цель. Определить уровень концентрации информации в зависимости от типа билингвизма в речи у детей дошкольного возраста.
Выборка. Исследование концентрации информации в речи детей-билингвов проводилось в течение нескольких лет (2012–2022 гг.) на базе двуязычных детских садов Татарстана. Выборка составила 719 высказываний детей, зафиксированных и запротоколированных в письменном виде.
Методы. В качестве методов исследования были использованы лингвистические процедуры анализа текста, связанные с оптимизацией понимания высказывания немецких и советских психолингвистов (У. Геллинг, А. Мюллер, С. Швиер, Я. Микк), педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов. Эмпирическим материалом для анализа стали высказывания старших дошкольников на русском и татарском языках. Анализировались пересказы на русском языке сказок, рекомендованных для старших дошкольников.
Результаты. Основные результаты исследования заключаются в разработке и адаптации процедур диагностики концентрации информации в речи детей-билингвов, специально ориентированные на русскоязычные тексты; особенности дифференциации программ в зависимости от типа билингвизма (координативного, субординативного, смешанного); методические аспекты работы над концентрацией информации: межкультурный, иллюстративно-наглядный, музыкально-эстетический, изобразительно-творческий, коммуникативно-творческий и смысловой.
Выводы. В общем пространстве цифровизации дошкольного образования, активного использования возможностей искусственного интеллекта необходимо находить время для вдумчивой работы с текстами выдающихся образцов детской художественной литературы, следует систематически проводить диагностические наблюдения над концентрацией информации в речи детей и методическую работу по развитию в их речи информативной насыщенности. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии диагностики и развития синтаксического, логического, понятийного строя речи детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература
Березина, А.В., Малахова, Н.Г. (2021). Роль чтения в развитии личности ребенка: материалы межвузовского круглого стола студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: Изд-во «Российская государственная детская библиотека».
Валенберг, А. Подарок тролля. URL: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-dlja-detei-5-6-7-let/ana-valenberg-pod... (дата обращения: 4.08.2024).
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2012). Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Веракса, Н.Е., Айрапетян, З.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н., Тарасова, К.С. (2022). Понимание смешанных эмоций в дошкольном возрасте: роль когнитивного развития ребенка. Экспериментальная психология, 1(15), 122–138. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150108
Винокур, Г.О. (1925). Культура языка: Очерки лингвистической технологии. Москва: Изд-во «Работник просвещения».
Габдулхаков, В.Ф. (2018). Интегративные механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия преподавателя и студента. Интеграция образования, 2(22), 248–261. https://doi.org/10.15507/19919468.091.022.201802.248-261
Гиндин, С.И. (1971). Связный текст: формальное определение и элементы типологии. Москва: Изд-во АН СССР. Ин-т рус. яз.
Гукаленко, О.В. (2000). Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дисс. д-ра психол. наук. Ростов-на-Дону.
Жинкин, Н.И. (1982). Речь как проводник информации. Москва: Изд-во «Наука».
Иванова, М.К., Дедюкина, М.И. (2021). Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста: монография. Киров: Изд-во МЦИТО.
Лосева, Л.М. (1980). Как строится текст. Москва.
Лурия, А.Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Микк, Я.А. (1981). Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. Москва: Изд-во «Просвещение».
Нечаева, О.А. (1975). Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): дисс. д-ра психол. наук. Москва.
Проблемы школьного учебника (1974). В.: Сборник. Ф.П. Коровкин и др.(ред.). Ученый методический совет при Министерстве просвещения СССР. Москва: Изд-во «Просвещение».
Улзытуева, А.И. (2011). Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 6, 127–132.
Челтыгмашева, С.П. (2016). Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы. Молодой ученый, 21(125), 954–957.
Щетинина, В.В. (2018). Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности. Научное отражение, 3(13), 31–36.
Aaron, P.G., Joshi, R.M., Gooden, R., Bentum, K.E. (2008). Diagnosis and treatment of reading disabilities based on the component model of reading. Journal of Learning Disabilities, 41(1), 67–84. https://doi.org/10.1177/0022219407310838
Anderson, P. (2002). Assessment and development of executive function (EF) during childhood. Child Neuropsychology, 8(2), 71–82.
Bock, A.M., Gallaway, K.C., Hund, A.M. (2015). Specifying links between executive functioning and theory of mind during middle childhood: Cognitive flexibility predicts social understanding. Journal of Cognition and Development, 16, 509–521.
Cunningham, I. (2010). Learning to lead — self managed learning and how academics resist understanding the process. Development and Learning in Organizations: An International Journal, 24(2), 4–6. https://doi.org/10.1108/14777281011019434
Cutting, L.E., Materek, A., Cole, C.A., Levine, T.M., Mahone, E.M. (2009). Effects of fluency, oral language, and executive function on reading comprehension performance. Annals of Dyslexia, 59(1), 34–54. https://doi.org/10.1007/s11881-009-0022-0
Darling-Hammond, L. (2016). Research on teaching and teacher education and its influences on policy and practice. Educational Researcher, 45(2), 83–91. https://doi.org/10.3102/0013189X16639597
Gabdulchakov, V.F. (2015). The technology of activation of theoretical and creative thinking of bilingual students. Review European Studies, 7(5), 72–78. https://doi.org/10.5539/res.v7n5p72
Gelling, U. (1980). Untersuchungen zur Anschaulichkeit von Lehrbuch. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.
Gindin, S. (1981). What is a text as a basic notion of text linguistics. Text as Sentence Continued. Hamburg.
Hsu, J., Hamilton, K., Wang, J. (2015). Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners. International Journal of Innovation and Learning, 17(1), 111–133. https://doi.org/10.1504/IJIL.2015.066103
Mahasneh, A.M., Gazo, A.M. (2019). Effect of the training program to improve emotional creativity among undergraduate students. Psychology in Russia: State of the Art, 12, 137–148. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0310
McMahon, M., Forde, Ch., Dickson, B. (2015). Reshaping teacher education through the professional continuum. Journal Educational Review, 67(2), 158–178. https://doi.org/10.1080/00131911.2013.846298
Miller, S.A. (2009). Children’s understanding of second–order mental states // Psychological Bulletin, 135, 749–773.
Menter, I. (2015). Teacher education. James D. Wright (ed.). International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Oxford: Elsevier.
Müller, A. (1980). Gezielte emotionale Gestaltung von Schulbuchtextern als Beitrag zur Überzeugungsbildung. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.
Rommetveit, R. (1972). Language games, syntactic structures and hermeneutics. Tajfel H., IsraelJ. (eds.). The Context of Social Psychology. N.Y.; London.
Root-Bernstein, R. (2015). Arts and crafts as adjuncts to STEM education to foster creativity in gifted and talented students. Asia Pacific Education Review, 16(2), 203–212. https://doi.org/10.1007/s12564-015-9362-0
Schwier, C. (1982). Zur problemhaften Gestaltung von Chemielehrbuchern. Informationen zu Schulbuchfragen. Berlin.
Viana, K.M., Zambrana, I.M., Karevold, E.B., Pons, F. (2019). Emotions in motion: impact of emotion understanding on children’s peer action coordination. Cognition & Emotion, 6, 1–8.
- Комментарии
Загрузка комментариев...