Методическая работа как средство поддержки педагогов ДОО в проектировании образовательной программы
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Изучение проблемы методической поддержки педагогов дошкольного образования в проектировании образовательной программы дошкольной организации актуализировано необходимостью повышения качества образования и эффективности педагогической работы в условиях изменяющихся требований нормативных документов. В дошкольном образовании это внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. От уровня готовности педагогов к проектировочной деятельности, их компетентности, знаний и умений зависит качество проектирования образовательной программы, что определяет необходимость выявления профессиональных дефицитов и оказание методической поддержки для их восполнения в условиях дошкольной организации.
Цель. Определение возможностей различных форм методической работы, по восполнению профессиональных дефицитов воспитателей в проектировочной деятельности, выявленных в ходе диагностики.
Выборка. В исследовании приняли участие 420 воспитателей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Из них с высшей категорией — 92, с первой категорией — 178, без категории — 150.
Методы. Были применены теоретический анализ нормативных и методических документов федерального и регионального уровня, являющихся основаниями для проектирования и реализации методической работы как средства поддержки педагогов в проектировании образовательной программы дошкольной организации; сравнительный анализ данных диагностического исследования уровня сформированности проектировочной деятельности; диагностические карты, позволяющие выявить степень выраженности теоретических представлений воспитателей о педагогическом проектировании, его этапах, об индикативных показателях реализации проекта, а также степень сформированности способов проектировочной деятельности.
Результаты. Дано описание форм методической работы (репродуктивные, репродуктивно-эвристические, эвристические, эвристико-продуктивные, продуктивные), которые соотнесены с определенным содержанием деятельности воспитателей по восполнению профессиональных дефицитов проектировочной деятельности. На основе анализа данных диагностического исследования уровня сформированности проектировочной деятельности воспитателей выделены основные профессиональные дефициты, приводящие к типичным затруднениям в проектировании вариативной части образовательной программы.
Выводы. Учет особенностей форм (репродуктивных, репродуктивно-эвристических, эвристических, эвристико-продуктивных, продуктивных) методической работы при восполнении профессиональных дефицитов воспитателей является средством поддержки воспитателей при проектировании вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации, способствует повышению качества дошкольного образования.
Литература
Азизходжаева, Н.Н. (2010). К вопросу проектирования содержания образования. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 8, 156–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-proektirovaniya-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 09.09.2024).
Анохина, Е.В., Чижевская, И.Н. (2022). Управление методической работой в дошкольной образовательной организации. Научный лидер, 43(88). URL: https://scilead.ru/article/3058-upravlenie-metodicheskoj-rabotoj-v-doshkolnoj (дата обращения: 05.09.2024).
Астафьева, Н.С. (2008). Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ. Москва: Изд-во «Восхождение».
Белая, К.Ю. (2021). От сентября до сентября: планирование работы дошкольной образовательной организации на учебный год: методическое пособие. Москва: Изд-во «Русское слово — учебник».
Белкин, А.С., Нестеров, В.В. (2003). Педагогическая компетентность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во «Учебная книга».
Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. (2013). Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие. Москва: Изд-во «Цветной мир».
Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. (2015). Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. Москва: Изд-во «Цветной мир».
Волобуева, Л.М., Толкачева, Г.Н., Парамонова, М.Ю. (2023). Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики. Современное дошкольное образование, 4, 8–21.
Гогоберидзе, А.Г., Изотова, Е.И., Езопова, С.А., Новицкая, В.А. (2023). Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства. Современное дошкольное образование, 4, 22–34.
Дурай-Новакова, К.М. (1983). Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дисс. д-ра психол. наук. Москва.
Дьяченко, М.И., Кандыбович, М.А. (1976). Психологические проблемы в готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ.
Кларин, М.В. (2002). Технология постановки целей. Постановка и конкретизация целей обучения. Школьные технологии, 2, 12.
Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (2023). Москва: Министерство просвещения РФ.
Молчанов, С.Г. (1993). Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности. Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях. Челябинск: Изд-во ЧГУ.
Молчанов, С.Г. (1994). Содержание методической работы в экспериментальных учреждениях образования. Духовное и физическое развитие детей и подростков. Челябинск. Изд-во Челябинского государственного института физической культуры.
Молчанов, С.Г., Яковлева, Г.В. (2005). Инструментальное обеспечение оценивания методической компетентности педагогов инновационных ДОУ. В: Сборник методических рекомендаций и инструментов для руководителей дошкольных образовательных учреждений. Челябинск: Изд-во Марины Волковой.
Мухиденова, Ж.А., Липкина, Н.Г., Амирхамзина, Р.Г. (2021). Пути и способы управления методической работой в ДОО. Научный журнал, 6(61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sposoby-upravleniya-metodicheskoy-rabotoy-v-doo (дата обращения: 05.09.2024).
Основина, Т.Ю. (2008). Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности. Вестник ЮУрГГПУ, 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-kak-kriteriy-gotovnosti-spetsialist... (дата обращения: 09.09.2024).
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/210 от 27 января 2021 года «Об утверждении Дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2021 году».
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Сваталова Т.А. (2009). Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышения квалификации: автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск.
Сластенин, В.А. Мищенко, А.И. (1991). Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. Педагогика, 10, 79–84.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2024).
- Комментарии