кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования», Челябинск, Российская Федерация
Сваталова Тамара Александровна
Актуальность. Изучение проблемы методической поддержки педагогов дошкольного образования в проектировании образовательной программы дошкольной организации актуализировано необходимостью повышения качества образования и эффективности педагогической работы в условиях изменяющихся требований нормативных документов. В дошкольном образовании это внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. От уровня готовности педагогов к проектировочной деятельности, их компетентности, знаний и умений зависит качество проектирования образовательной программы, что определяет необходимость выявления профессиональных дефицитов и оказание методической поддержки для их восполнения в условиях дошкольной организации.
Цель. Определение возможностей различных форм методической работы, по восполнению профессиональных дефицитов воспитателей в проектировочной деятельности, выявленных в ходе диагностики.
Выборка. В исследовании приняли участие 420 воспитателей дошкольных образовательных организаций Челябинской области. Из них с высшей категорией — 92, с первой категорией — 178, без категории — 150.
Методы. Были применены теоретический анализ нормативных и методических документов федерального и регионального уровня, являющихся основаниями для проектирования и реализации методической работы как средства поддержки педагогов в проектировании образовательной программы дошкольной организации; сравнительный анализ данных диагностического исследования уровня сформированности проектировочной деятельности; диагностические карты, позволяющие выявить степень выраженности теоретических представлений воспитателей о педагогическом проектировании, его этапах, об индикативных показателях реализации проекта, а также степень сформированности способов проектировочной деятельности.
Результаты. Дано описание форм методической работы (репродуктивные, репродуктивно-эвристические, эвристические, эвристико-продуктивные, продуктивные), которые соотнесены с определенным содержанием деятельности воспитателей по восполнению профессиональных дефицитов проектировочной деятельности. На основе анализа данных диагностического исследования уровня сформированности проектировочной деятельности воспитателей выделены основные профессиональные дефициты, приводящие к типичным затруднениям в проектировании вариативной части образовательной программы.
Выводы. Учет особенностей форм (репродуктивных, репродуктивно-эвристических, эвристических, эвристико-продуктивных, продуктивных) методической работы при восполнении профессиональных дефицитов воспитателей является средством поддержки воспитателей при проектировании вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации, способствует повышению качества дошкольного образования.