Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10076
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4(100). – С. 13–22. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10076
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Реальность потребовала от специалистов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. В процессе дистанционной работы у педагогов-психологов выявились проблемы организационного характера, готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет-ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.
Литература
1. Васягина Н.Н. Кабинет психолога: Психологические рекомендации семьям, имеющим детей, в условиях самоизоляции // Центр цифровой трансформации образования Единое цифровое пространство Свердловской области URL: https://www.youtube.com/watch?v=o1LgkL4GQik (дата обращения 29.04.2020).
2. Волкова Т.А. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rez... (дата обращения 03.05.2020).
3. Волосовец Т.В. У воспитателей в детсадах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ // СДО.2020.25 апр. URL: https://sdo-journal.ru/news/news/718-competetntion2020.html (дата обращения 29.04.2020).
4. Всероссийский Форум педагогов России «Инновации в образовании» Онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». 5 мая 2020 г. URL: https://yandex.ru/video/preview/ ?filmId=8807915653186423143&text=5%20мая%20состоялся%20Форум%20педагогов%20России%20«Инновации%20в%20образовании»%20Онлайн-марафон%20«Создаем%20онлайн-школу%20и%20онлайн-детский%20сад (дата обращения 07.05.2020).
5. Ермолаева А.В. Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений) // Вебинар Федерация Психологов Образования России 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (дата обращения 30.04.2020).
6. Ибатуллина А.В. Дистанционный документооборот в период самоизоляции //Вебинар 13 апреля 2020 URL: http://centerlado.ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-provedenii-vebinara-13-04-20-distancion... (дата обращения 27.04.2020).
7. Исаева С.А. Организация дистанционного комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42357340_56046121.pdf (дата обращения 03.05.2020).
8. Кабанцова Т.А. Особенности дистанционной работы с родителями в условиях самоизоляции// 1Урок URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23046 (дата обращения 03.05.2020).
9. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар.участием. 2019. С.249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf (дата обращения 03.05.2020).
10. Макарова-Вендик А. Как наладить онлайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководителя детского сада от 29.04.2020 г. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (дата обращения 02.05.2020).
11. Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения детей с ОВЗ в дошкольной организации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38205185_24177529.pdf(дата обращения 29.04.2020).
12. ОнлайнДетскийСад: Департамент образования запустил проект для дошколят // Екатеринбург.РФ. URL: https://екатеринбург.рф/news/79498-onlayndetskiysad-departament-obrazovaniya-zapustil-proekt-dlya-do... (дата обращения 02.05.2020).
13. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / Редкол.:
О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 100–102.
URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/discussion_platform (дата обращения 29.04.2020).
14. Панова Т.В. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий / Т. В. Панова, О.В. Фирсова, Г. И. Атаманская // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2019.– №21. –
С. 12–16. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-rodite...
obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html(дата обращения 03.05.2020).
15. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации») URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73709076/(дата обращения 27.04.2020).
16. Сайт дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» https://vk.com/psislujbaco(дата обращения 03.05.2020).
17. Сарпова И.А. Особенности работы с родителями в процессе нейрокоррекции ребенка // Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской нейропсихологии». Уральское представительство МАСПРР. Информационно-психологический центр «Белый слон». Екатеринбург 27–30 апреля 2020 г. https://sprr74.net/Onlain_konferenciya_po_neiropsihologii (дата обращения 02.05.2020).
18. Сурова И.А. Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2020. – №8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate.h... (дата обращения 07.05.2020).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.04.2020).
2. Волкова Т.А. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rez... (дата обращения 03.05.2020).
3. Волосовец Т.В. У воспитателей в детсадах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ // СДО.2020.25 апр. URL: https://sdo-journal.ru/news/news/718-competetntion2020.html (дата обращения 29.04.2020).
4. Всероссийский Форум педагогов России «Инновации в образовании» Онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». 5 мая 2020 г. URL: https://yandex.ru/video/preview/ ?filmId=8807915653186423143&text=5%20мая%20состоялся%20Форум%20педагогов%20России%20«Инновации%20в%20образовании»%20Онлайн-марафон%20«Создаем%20онлайн-школу%20и%20онлайн-детский%20сад (дата обращения 07.05.2020).
5. Ермолаева А.В. Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений) // Вебинар Федерация Психологов Образования России 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (дата обращения 30.04.2020).
6. Ибатуллина А.В. Дистанционный документооборот в период самоизоляции //Вебинар 13 апреля 2020 URL: http://centerlado.ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-provedenii-vebinara-13-04-20-distancion... (дата обращения 27.04.2020).
7. Исаева С.А. Организация дистанционного комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42357340_56046121.pdf (дата обращения 03.05.2020).
8. Кабанцова Т.А. Особенности дистанционной работы с родителями в условиях самоизоляции// 1Урок URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23046 (дата обращения 03.05.2020).
9. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар.участием. 2019. С.249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf (дата обращения 03.05.2020).
10. Макарова-Вендик А. Как наладить онлайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководителя детского сада от 29.04.2020 г. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (дата обращения 02.05.2020).
11. Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения детей с ОВЗ в дошкольной организации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38205185_24177529.pdf(дата обращения 29.04.2020).
12. ОнлайнДетскийСад: Департамент образования запустил проект для дошколят // Екатеринбург.РФ. URL: https://екатеринбург.рф/news/79498-onlayndetskiysad-departament-obrazovaniya-zapustil-proekt-dlya-do... (дата обращения 02.05.2020).
13. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / Редкол.:
О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 100–102.
URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/discussion_platform (дата обращения 29.04.2020).
14. Панова Т.В. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий / Т. В. Панова, О.В. Фирсова, Г. И. Атаманская // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2019.– №21. –
С. 12–16. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-rodite...
obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html(дата обращения 03.05.2020).
15. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации») URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73709076/(дата обращения 27.04.2020).
16. Сайт дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» https://vk.com/psislujbaco(дата обращения 03.05.2020).
17. Сарпова И.А. Особенности работы с родителями в процессе нейрокоррекции ребенка // Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской нейропсихологии». Уральское представительство МАСПРР. Информационно-психологический центр «Белый слон». Екатеринбург 27–30 апреля 2020 г. https://sprr74.net/Onlain_konferenciya_po_neiropsihologii (дата обращения 02.05.2020).
18. Сурова И.А. Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2020. – №8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate.h... (дата обращения 07.05.2020).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.04.2020).
- Комментарии
Загрузка комментариев...