Слепцова И.Ф. Новации программы «От рождения до школы» в контексте ФГОС дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье дается характеристика, рассматриваются сущностные и отличительные особенности примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом инновационных установок ФГОС ДО – позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Программа «От рождения до школы» имеет системное, комплексное, научно обоснованное представление о задачах и требованиях, которые предъявляются дошкольной образовательной организации. Программа строится на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н. и др.), разработана с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста и полностью соответствует инновационным требованиям ФГОС ДО – позитивная социализация, индивидуализация развития, развитие детской инициативы, готовность к развитию, поддержка разнообразия детства, «занимательность» дошкольного образования, формирование мотивов и потребностей и др.
Наиболее значимые инновационные положения нового ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 касаются вариативности организационных форм дошкольного образования и примерных программ в образовательной организации. Согласно 28 статье ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»]. Одной из них является основная общеобразовательная программа дошкольного образования нового поколения «От рождения до школы» [4-издание, 2014].
Методологическая основа Программы базируется на фундаментальных положениях отечественной научной школы (культурно-исторический подход (Л.С. Выготский); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); личностный подход (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Основополагающей для дошкольного образования является культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), согласно которой «ребенок как человеческое существо развивается путем присвоения общественно-исторического опыта многих поколений, а носителем и передатчиком этого опыта является взрослый – воспитатель и родитель» [Т.С. Комарова, 2011].
Литература
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160 с.
3. Комарова Т.С. С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011, № 4. – C. 32.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в РФ» // http://минобрнауки.рф/документы/2974
- Комментарии