Собкин В.С., Халутина Ю. А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Собкин В.С., Халутина Ю. А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С.4–17.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязей ценностно-целевых установок родителей детей старшего дошкольного возраста с реализуемыми стилями воспитания. Особое внимание уделено анализу следующих пяти вопросов: определение значимости для родителей различных жизненных ценностей; выявление приоритетов относительно реализуемых родительских обязанностей; характеристика ориентаций родителей на развитие личностных качеств ребенка; выявление особенностей соотношения между ценностно-целевыми установками родителей и стилем социально-ролевого взаимодействия с ребенком («нормативно-контролирующего» и «демократического»); рассмотрение жизненных ценностей, целей и обязанностей воспитания со стилями взаимодействия с ребенком в зависимости от социально-ролевой родительской позиции (отцовской и материнской). Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО, в которой респондентам предоставляется широкий спектр вопросов, касающихся их жизненных ценностей, восприятия своего будущего, особенностей детско-родительских отношений и др. Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-целевых установок родителей в зависимости от демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (материальная обеспеченность, уровень образования, полнота и состав семьи). Охарактеризована динамика изменений ценностно-целевых родительских установок за последние 20 лет на основе сопоставления полученных результатов с мониторинговыми исследованиями 1997 и 2007 годов. Показано своеобразие ценностно-целевых установок отцов, замужних и незамужних матерей в зависимости от реализуемых стилей социально-ролевого взаимодействия с ребенком: «нормативно-контролирующего» или «демократического».
Литература
1. Выготский Л.С. Развитие высших форм поведения в детском возрасте // Психоневрологические науки в СССР. – М.; Л.: Медгиз, 1930. – С. 138–139.
2. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – Т. 3. – С. 1–2.
3. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. –
2004. – №1.
4. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С. 5–19.
5. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С. 31–39.
6. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – Т. 2. – С. 57–68.
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2010. – №1.
8. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Ориентации, перспективы, страхи родителей детей дошкольного возраста // Вопросы воспитания. – 2011. – Т. 3. – №8. –
С. 119–130.
9. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
10. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 20–26.
11. Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: Жизненные ценности и профессиональные ориентации. – 2000.
12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – С. 247.
13. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3.
14. Собкин В.С., Марич Е.М. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей дошкольников // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 3–12.
15. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва – Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – С. 151.
16. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Место семьи и воспитания ребенка в структуре жизненных ценностей родителей детей старшего дошкольного возраста // Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII Междунар. науч. конф. 8–9 нояб. 2016. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – С. 332–335.
17. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2 (17). – С. 43–49.
18. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А. Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско-родительских отношений с уровнем психического развития ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 179–182.
19. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
20. Собкин В.С., Смирнова Е.О., Асадули-на О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 18–28.
21. Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9(4). pp.106-122.
2. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – Т. 3. – С. 1–2.
3. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. –
2004. – №1.
4. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С. 5–19.
5. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С. 31–39.
6. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – Т. 2. – С. 57–68.
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Изменения в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2010. – №1.
8. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Ориентации, перспективы, страхи родителей детей дошкольного возраста // Вопросы воспитания. – 2011. – Т. 3. – №8. –
С. 119–130.
9. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
10. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 20–26.
11. Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: Жизненные ценности и профессиональные ориентации. – 2000.
12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – С. 247.
13. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3.
14. Собкин В.С., Марич Е.М. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей дошкольников // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 3–12.
15. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва – Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – С. 151.
16. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Место семьи и воспитания ребенка в структуре жизненных ценностей родителей детей старшего дошкольного возраста // Социальные и психологические проблемы современной семьи: материалы VII Междунар. науч. конф. 8–9 нояб. 2016. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – С. 332–335.
17. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2 (17). – С. 43–49.
18. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А. Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско-родительских отношений с уровнем психического развития ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 179–182.
19. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
20. Собкин В.С., Смирнова Е.О., Асадули-на О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 18–28.
21. Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9(4). pp.106-122.
- Комментарии
Загрузка комментариев...