воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Улыбка» г. Волжского Волгоградской области» (Волжский, Россия)
Ивлева Ксения Викторовна
СДО - 2017. - №10
с. 38–49
ПОДРОБНЕЕ
2158
В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования проблемы сотрудничества детей. Показаны результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке из 64 детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Е.Е.Кравцовой «Лабиринт» и схемы наблюдения за свободной игровой деятельностью детей, разработанной на основе методики О.Е.Смирновой, В.М.Холмогоровой. На основе полученных результатов показано, что у большинства детей способности к сотрудничеству в ситуации выполнения общей задачи находятся на этапе формирования. Установлено, что, при наличии достаточно высокого уровня некоторых проявлений сотрудничества в свободной игре, у детей существуют трудности в разрешении конфликтных ситуаций, планировании совместной деятельности, проявлении инициативы, умении слушать сверстника и отстаивать свою позицию, самостоятельно распределять роли и следовать правилам совместной игры, а также, что эффективным механизмом развития способностей старших дошкольников к сотрудничеству является организация их совместной познавательно-исследовательской деятельности в условиях единого «учебного сообщества», основной целью которого является формирование общих целей и задач деятельности, и совместный поиск способов решения этих задач.
Ключевые слова: