Апробация модели анализа представленности идей Л.С. Выготского в национальных системах дошкольного образования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В основе любой дошкольной образовательной практики лежат имплицитно встроенные представления о психологических особенностях и путях развития ребенка. Это может быть не системный, а эклектичный набор убеждений со слабо осознаваемыми основаниями; но для эффективной работы образовательная практика должна опираться на целостную систему психологических взглядов, в основе которых лежит обоснованная психологическая концепция. При этом сама концепция, развиваясь, нуждается в рефлексии ключевых положений, в том числе в процессе их преломления в различных вариантах практического воплощения.
Цель. Разработать и апробировать модель анализа представленности идей культурно-исторической теории (КИТ) Л.С. Выготского в научном дискурсе и образовательной практике. Применение модели направлено на углубление понимания трансформации и адаптации этих идей в национальных системах образования, в частности, путем анализа их существования в контексте новой для них научной традиции и образовательной системы.
Выборка. В качестве территории апробации модели был выбран Гонконг, представляющий собой уникальное сочетание культурных традиций. В соответствии с разработанными критериями было отобрано 50 научных и нормативно-методических текстов гонконгских авторов на английском языке, представленных в открытых источниках.
Методы. Исследование проводилось путем анализа текстов документов согласно разработанной авторами модели, подразумевающей анализ представленности фамилии родоначальника и последователей КИТ, ключевых понятий теории, их использования в контексте работы для научной дискуссии или развития практики.
Результаты. Апробация модели подтвердила ее эффективность для анализа представленности идей КИТ в научном дискурсе и образовательной практике Гонконга. Модель позволила выявить траекторию влияния идей Выготского и установить взаимосвязь между научной дискуссией и реальной образовательной практикой.
Выводы. Наследие Выготского продолжает формировать основу современного образования, оказывая как прямое, так и глубоко укорененное косвенное влияние, даже в случаях, когда его авторство не упоминается. Модель может применяться для развития дошкольного образования разных стран.
Литература
Бернштейн, Н.А. (2024). О построении движений. Москва: Изд-во «ЕЕ Медиа».
Брушлинский, А.В. (2020). Культурно-историческая теория мышления. Москва: Изд-во «Либроком».
Выготский, Л.С. (1983). История развития высших психических функций. В кн.: Л.С. Выготский, Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики (С. 5–328). Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1987). Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира. В кн.: Л.С. Выготский, Психология искусства (С. 251–291). Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (2021). Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Выготский, Л.С. (2024). Трагедия о Гамлете, принце Датском. В кн.: Л.С. Выготский, Мышление и речь; Психология искусства; Вопросы детской психологии: Три главных произведения (с. 56–594). Москва: Изд-во «Эксмо».
Варшава, Б.Е., Выготский, Л.С. (1931). Психологический словарь. Москва: Изд-во «Учпедгиз».
Carlson, E., Stenberg, M., Chan, B., Ho, S., Lai, T., Wong, A., Chan, E.A. (2017). Nursing as universal and recognisable: Nursing students’ perceptions of learning outcomes from intercultural peer learning webinars: A qualitative study. Nurse Education Today, (57), 54–59. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2017.07.006
Chawla-Duggan, R., Konantambigi, R., Lam, M.M.S., Sollied, S. (2022). Double Stimulation and Transformative Agency through Video Modalities with Young Children: A cross-national study of pedagogic relationships in families. Pedagogy, Culture and Society, 30(1), 89–109. https://doi.org/10.1080/14681366.2020.18605
Cheng, E.W.L., Chen, K.P.C. (2023). Bridging the intention-behaviour gap: Empirical evidence from the study of wiki use behaviour. Australasian Journal of Educational Technology, 39(3), 75–90. https://doi.org/10.14742/ajet.8283
Cheung, P.P.P., Brown, T., Yu, M.-L., Siu, A.M.H. (2021). The effectiveness of a school-based social cognitive intervention on the social participation of Chinese children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 51(6), 1894–1908. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04683-1
Cheung, S.K., Fong, R.W.-T., Leung, S.K.Y., Ling, E.K.-W. (2019). The roles of Hong Kong preservice early childhood teachers’ creativity and zest in their self-efficacy in creating child-centered learning environments. Early Education and Development, 30(6), 788–799. https://doi.org/10.1080/10409289.2019.1586224
Cole, M., Griffin, P. (1983). A socio-historical approach to re-mediation. Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, 5(4), 69–74.
Curriculum Development Council. (2017). Kindergarten Education Curriculum Guide. Joyful Learning through Play Balanced Development All the Way. URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/curriculum-development/major-level-of-edu/preprimary/ENG_KGECG_...
Faas, S., Wu, S.-C., Geiger, S. (2017). The importance of play in early childhood education: A critical perspective on current policies and practices in Germany and Hong Kong. Global Education Review, 4(2), 75–91.
Fung, C.K.H. (2015). «Active Child» and «Active Teacher»: Complementary Roles in Sustaining Child-centered Curriculum. Childhood Education, 91(6), 420–431. https://doi.org/10.1080/00094056.2015.1114787
Fung, C.K.H., Cheng, P.W.D. (2012). Consensus or dissensus? Stakeholders’ views on the role of play in learning. Early Years: An International Journal of Research and Development, 32(1), 17–33. https://doi.org/10.1080/09575146.2011.599794
Fung, W.K., Cheng, R.W.Y. (2017). Effect of School Pretend Play on Preschoolers’ Social Competence in Peer Interactions: Gender as a Potential Moderator. Early Childhood Education Journal, (45), 35–42. https://doi.org/10.1007/s10643-015-0760-z
Fung, W.K., Chung, K.K.H. (2024). Interrelationships among parental play belief, household playfulness, school play behaviors, and social competence of kindergarten children. Journal of Leisure Research. https://doi.org/10.1080/00222216.2023.2297251
Fung, W.K., Chung, K.K.H., He, M.W. (2021). Association between children’s imaginational overexcitability and parent-reported creative potential: Cognitive and affective play processes as potential mediators. The Journal of Creative Behavior, 55(4), 962–969. https://doi.org/10.1002/jocb.501
He, W.-J., Wong, W.-C., Chan, M.-K. (2017). Overexcitabilities as important psychological attributes of creativity: A Dabrowskian perspective. Thinking Skills and Creativity, 25, 27–35. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.06.003
Hong Kong Preschool / Curriculum. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.hkpreschool.edu.hk/index.php/section/page/3141__15964
Hui, A.N.N., Chow, B.W.Y., Chan, A.Y.T., Chui, B.H.T., Sam, C.T. (2015). Creativity in Hong Kong classrooms: transition from a seriously formal pedagogy to informally playful learning. Education 3–13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. https://doi.org/10.1080/03004279.2015.1020652
Jong, M.S.Y. (2017). Empowering students in the process of social inquiry learning through flipping the classroom. Educational Technology and Society, 20(1), 306–322.
Kahangamage, U., Leung, R.C.K. (2020). Remodelling an engineering design subject to enhance students’ learning outcomes. International Journal of Technology and Design Education, 30(4), 799–814. https://doi.org/10.1007/s10798-019-09519-3
Keung, A.Y., Ho, V.F., Shum, K.K. (2022). Early cognitive intervention using mediated learning for preschoolers with developmental delay: A randomized controlled trial. British Journal of Educational Psychology, 92(3), 1109–1132. https://doi.org/10.1111/bjep.12490
Keung, C.P.C., Cheung, A.C.K. (2019). Towards holistic supporting of play-based learning implementation in kindergartens: A mixed method study. Early Childhood Education Journal, (47), 627–640. https://doi.org/10.1007/s10643-019-00956-2
Keung, C.P.C., Fung, C.K.H. (2021). Pursuing quality learning experiences for young children through learning in play: how do children perceive play? Early Child Development and Care, 191(4), 583–597. https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1633313
Kindergarten Education Curriculum Guide. (2017). URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/curriculum-development/major-level-of-edu/preprimary/pre-primar...
Kong, A., Bui, G. (2019). Reader stances and writer responses in L2 peer review: A study of L2 writing literacy among Hong Kong secondary school students. Asian EFL Journal. Asian EFL Journal Press.
Lau, G. (2018). Ideology of joyful learning through play in early childhood classroom in Hong Kong: Misconceptions or paradoxes? International Journal of Educational Reform, 27(4), 359–378. https://doi.org/10.1177/105678791802700403
Lee, W.W.S. (2018). The timing and critical incident of epistemic beliefs change in Hong Kong college students: an exploratory study. Asia Pacific Journal of Education, 38(2), 164–174. https://doi.org/10.1080/02188791.2018.1460251
Leung, S.K.Y., Wu, J., Li, J.W. (2024). Children’s knowledge construction of computational thinking in a playbased classroom. Early Child Development and Care, 194(2), 208–229. https://doi.org/10.1080/03004430.2023.2299405
Li, Z.Y., Yang, W., Li, H. (2020). Teachers’ pedagogical interactions as linked to personal beliefs and profiles: a mixed-methods study in Hong Kong kindergartens. International Journal of Early Years Education, 28(4), 366–381. https://doi.org/10.1080/09669760.2020.1778452
Liu, Y. (2020). Translanguaging and trans-semiotizing as planned systematic scaffolding: examining feeling-meaning in CLIL classrooms. English Teaching and Learning, 44(2), 149–173. https://doi.org/10.1007/s42321-020-00057-z
Lo, Y.Y., Lui, W., Wong, M. (2019). Scaffolding for cognitive and linguistic challenges in CLIL science assessments. Journal of Immersion and Content-Based Language Education, 7(2), 289–314. https://doi.org/10.1075/jicb.18028.lo
Operation manual for pre-primary institutions (September, 2024) (version 3.1). (2024). URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/edu-system/preprimary-kindergarten/about-preprimary-kindergarte...
Power, T.G., Wong, M. (2021). Chinese mother’s scaffolding of young children’s responses to stress and children’s depressive symptoms during the first year of primary school. Children and Youth Services Review, (131), 106284. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106284
Shvarts, A., Bakker, A. (2019). The early history of the scaffolding metaphor: Bernstein, Luria, Vygotsky, and before. Mind, Culture, and Activity, 26(1), 4–23. https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1574306
Smagorinsky, P. (2018). Is instructional scaffolding actually Vygotskian, and why should it matter to literacy teachers? Journal of Adolescent & Adult Literacy, 62(3), 253–257. https://doi.org/10.1002/jaal.756
Smits-van der Nat, M., van der Wilt, F., Meeter, M. et al. (2024). The Value of Pretend Play for Social Competence in Early Childhood: A Meta-analysis. Educational Psychology Review, (36), 46. https://doi.org/10.1007/s10648-024-09884-z
Sultana, F., Lim, C.P., Liang, M. (2020). E-portfolios and the development of students’ reflective thinking at a Hong Kong University. Journal of Computers in Education, 7(3), 277–294. https://doi.org/10.1007/s40692-020-00157-6
Tang, Y.M., Lau, Y.Y., Chau, K.Y. (2022). Towards a sustainable online peer learning model based on student’s perspectives. Education and Information Technologies, (27), 12449–12468. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11136-y
Veraksa, N., Pramling Samuelsson, I. (Eds.). (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century: dialogue on education. Springer. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-031-05747-2
Veraksa, N., Sheridan, S. (Eds.). (2018). Vygotsky’s theory in early childhood education and research: Russian and Western values. Routledge. URL: https://doi.org/10.4324/9781315098203
Verdon, S., Wong, S., McLeod, S. (2016). Shared knowledge and mutual respect: Enhancing culturally competent practice through collaboration with families and communities. Child Language Teaching and Therapy, 32(2), 205–221. https://doi.org/10.1177/0265659015620254
Victoria Educational Organisation. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.victoria.edu.hk
Wood, D., Bruner, J.S., Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17(2), 89–100. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x
Woodland Pre-Schools. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.woodlandpreschools.com
Wu, S.C. (2015). What can Chinese and German children tell us about their learning and play in kindergarten? Journal of Research in Childhood Education, 29(3), 338–351. https://doi.org/10.1080/02568543.2015.1042125
Wu, S.C. (2019). Researching children’s learning and play in a Chinese context: children’s perspectives on their play and learning. European Early Childhood Education Research Journal, 27(4), 551–565. https://doi.org/10.1080/1350293X.2019.1634241
Wu, S.C. (2023). How similar is Hong Kong’s play-based learning pedagogy to Fröbel’s Spielpädagogik? European Early Childhood Education Research Journal. URL: https://doi.org/10.1080/1350293X.2023.2202919
Wu, S.C., Faas, S., Geiger, S. (2018). Chinese and German teachers’ and parents’ conceptions of learning at play — similarities, differences, and (in)consistencies. European Early Childhood Education Research Journal, 26(2), 229–245. https://doi.org/10.1080/1350293X.2018.1442034
Yin, H., Keung, C.P.C., Tam, W.W.Y. (2022). What facilitates kindergarten teachers’ intentions to implement play-based learning? Early Childhood Education Journal, 50(4), 555–566. https://doi.org/10.1007/s10643-021-01176-3
Yuen, G., Gallagher, M. (2024). Hong Kong kindergartens in urban space: policy aspirations, historical trajectories, and contemporary disparities. Children’s Geographies, 22(3), 350–365. https://doi.org/10.1080/14733285.2023.2283134
Zou, T.X.P., Kochhar-Lindgren, G., Hoang, A.P., Lam, K., Barry, T.J., Leung, L.Y.Y. (2024). Facilitating students as partners: co-researching with undergraduates in Asian university contexts. Educational Review, 76(6), 1562–1580. https://doi.org/10.1080/00131911.2023.2246674
- Комментарии

