Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Апробация модели анализа представленности идей Л.С. Выготского в национальных системах дошкольного образования

    Апробация модели анализа представленности идей Л.С. Выготского в национальных системах дошкольного образования

    Апробация модели анализа представленности идей Л.С. Выготского в национальных системах дошкольного образования
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 27.08.2025
    Принята к публикации: 06.10.2025
    Дата публикации в журнале: 13.10.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-19-5-16-29
    Ключевые слова: культурно-историческая теория Выготский дошкольное образование зона ближайшего развития социальная ситуация развития скаффолдинг опосредование
    Для цитирования статьи:
    Крашенинников, Е.Е., Ле-ван, Т.Н., Холодова, О.Л., Шиян, О.А., Шиян, И.Б. (2025). Апробация модели анализа представленности идей Л.С. Выготского в национальных системах дошкольного образования. Современ­ное дошкольное образование, 19(5), 16–29. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-19-5-16-29

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №5
    Шиян Ольга Александровна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, Москва, Российская Федерация

    Шиян Игорь Богданович
    кандидат психологических наук, заместитель директора Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия)

    Ле-ван Татьяна Николаевна
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия)

    Крашенинников Евгений Евгеньевич
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

    Холодова Ольга Леонидовна
    младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. В основе любой дошкольной образовательной практики лежат имплицитно встроенные представления о психологических особенностях и путях развития ребенка. Это может быть не системный, а эклектичный набор убеждений со слабо осознаваемыми основаниями; но для эффективной работы образовательная практика должна опираться на целостную систему психологических взглядов, в основе которых лежит обоснованная психологическая концепция. При этом сама концепция, развиваясь, нуждается в рефлексии ключевых положений, в том числе в процессе их преломления в различных вариантах практического воплощения.

    Цель. Разработать и апробировать модель анализа представленности идей культурно-исторической теории (КИТ) Л.С. Выготского в научном дискурсе и образовательной практике. Применение модели направлено на углубление понимания трансформации и адаптации этих идей в национальных системах образования, в частности, путем анализа их существования в контексте новой для них научной традиции и образовательной системы.

    Выборка. В качестве территории апробации модели был выбран Гонконг, представляющий собой уникальное сочетание культурных традиций. В соответствии с разработанными критериями было отобрано 50 научных и нормативно-методических текстов гонконгских авторов на английском языке, представленных в открытых источниках.

    Методы. Исследование проводилось путем анализа текстов документов согласно разработанной авторами модели, подразумевающей анализ представленности фамилии родоначальника и последователей КИТ, ключевых понятий теории, их использования в контексте работы для научной дискуссии или развития практики.

    Результаты. Апробация модели подтвердила ее эффективность для анализа представленности идей КИТ в научном дискурсе и образовательной практике Гонконга. Модель позволила выявить траекторию влияния идей Выготского и установить взаимосвязь между научной дискуссией и реальной образовательной практикой.

    Выводы. Наследие Выготского продолжает формировать основу современного образования, оказывая как прямое, так и глубоко укорененное косвенное влияние, даже в случаях, когда его авторство не упоминается. Модель может применяться для развития дошкольного образования разных стран.

     


    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Бернштейн, Н.А. (2024). О построении движений. Москва: Изд-во «ЕЕ Медиа».

    Брушлинский, А.В. (2020). Культурно-историческая теория мышления. Москва: Изд-во «Либроком».

    Выготский, Л.С. (1983). История развития высших психических функций. В кн.: Л.С. Выготский, Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики (С. 5–328). Москва: Изд-во «Педагогика».

    Выготский, Л.С. (1987). Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира. В кн.: Л.С. Выготский, Психология искусства (С. 251–291). Москва: Изд-во «Педагогика».

    Выготский, Л.С. (2021). Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

    Выготский, Л.С. (2024). Трагедия о Гамлете, принце Датском. В кн.: Л.С. Выготский, Мышление и речь; Психология искусства; Вопросы детской психологии: Три главных произведения (с. 56–594). Москва: Изд-во «Эксмо».

    Варшава, Б.Е., Выготский, Л.С. (1931). Психологический словарь. Москва: Изд-во «Учпедгиз».

    Carlson, E., Stenberg, M., Chan, B., Ho, S., Lai, T., Wong, A., Chan, E.A. (2017). Nursing as universal and recognisable: Nursing students’ perceptions of learning outcomes from intercultural peer learning webinars: A qualitative study. Nurse Education Today, (57), 54–59. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2017.07.006

    Chawla-Duggan, R., Konantambigi, R., Lam, M.M.S., Sollied, S. (2022). Double Stimulation and Transformative Agency through Video Modalities with Young Children: A cross-national study of pedagogic relationships in families. Pedagogy, Culture and Society, 30(1), 89–109. https://doi.org/10.1080/14681366.2020.18605

    Cheng, E.W.L., Chen, K.P.C. (2023). Bridging the intention-behaviour gap: Empirical evidence from the study of wiki use behaviour. Australasian Journal of Educational Technology, 39(3), 75–90. https://doi.org/10.14742/ajet.8283

    Cheung, P.P.P., Brown, T., Yu, M.-L., Siu, A.M.H. (2021). The effectiveness of a school-based social cognitive intervention on the social participation of Chinese children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 51(6), 1894–1908. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04683-1

    Cheung, S.K., Fong, R.W.-T., Leung, S.K.Y., Ling, E.K.-W. (2019). The roles of Hong Kong preservice early childhood teachers’ creativity and zest in their self-efficacy in creating child-centered learning environments. Early Education and Development, 30(6), 788–799. https://doi.org/10.1080/10409289.2019.1586224

    Cole, M., Griffin, P. (1983). A socio-historical approach to re-mediation. Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, 5(4), 69–74.

    Curriculum Development Council. (2017). Kindergarten Education Curriculum Guide. Joyful Learning through Play Balanced Development All the Way. URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/curriculum-development/major-level-of-edu/preprimary/ENG_KGECG_...

    Faas, S., Wu, S.-C., Geiger, S. (2017). The importance of play in early childhood education: A critical perspective on current policies and practices in Germany and Hong Kong. Global Education Review, 4(2), 75–91.

    Fung, C.K.H. (2015). «Active Child» and «Active Teacher»: Complementary Roles in Sustaining Child-centered Curriculum. Childhood Education, 91(6), 420–431. https://doi.org/10.1080/00094056.2015.1114787

    Fung, C.K.H., Cheng, P.W.D. (2012). Consensus or dissensus? Stakeholders’ views on the role of play in learning. Early Years: An International Journal of Research and Development, 32(1), 17–33. https://doi.org/10.1080/09575146.2011.599794

    Fung, W.K., Cheng, R.W.Y. (2017). Effect of School Pretend Play on Preschoolers’ Social Competence in Peer Interactions: Gender as a Potential Moderator. Early Childhood Education Journal, (45), 35–42. https://doi.org/10.1007/s10643-015-0760-z

    Fung, W.K., Chung, K.K.H. (2024). Interrelationships among parental play belief, household playfulness, school play behaviors, and social competence of kindergarten children. Journal of Leisure Research. https://doi.org/10.1080/00222216.2023.2297251

    Fung, W.K., Chung, K.K.H., He, M.W. (2021). Association between children’s imaginational overexcitability and parent-reported creative potential: Cognitive and affective play processes as potential mediators. The Journal of Creative Behavior, 55(4), 962–969. https://doi.org/10.1002/jocb.501

    He, W.-J., Wong, W.-C., Chan, M.-K. (2017). Overexcitabilities as important psychological attributes of creativity: A Dabrowskian perspective. Thinking Skills and Creativity, 25, 27–35. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.06.003

    Hong Kong Preschool / Curriculum. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.hkpreschool.edu.hk/index.php/section/page/3141__15964

    Hui, A.N.N., Chow, B.W.Y., Chan, A.Y.T., Chui, B.H.T., Sam, C.T. (2015). Creativity in Hong Kong classrooms: transition from a seriously formal pedagogy to informally playful learning. Education 3–13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. https://doi.org/10.1080/03004279.2015.1020652

    Jong, M.S.Y. (2017). Empowering students in the process of social inquiry learning through flipping the classroom. Educational Technology and Society, 20(1), 306–322.

    Kahangamage, U., Leung, R.C.K. (2020). Remodelling an engineering design subject to enhance students’ learning outcomes. International Journal of Technology and Design Education, 30(4), 799–814. https://doi.org/10.1007/s10798-019-09519-3

    Keung, A.Y., Ho, V.F., Shum, K.K. (2022). Early cognitive intervention using mediated learning for preschoolers with developmental delay: A randomized controlled trial. British Journal of Educational Psychology, 92(3), 1109–1132. https://doi.org/10.1111/bjep.12490

    Keung, C.P.C., Cheung, A.C.K. (2019). Towards holistic supporting of play-based learning implementation in kindergartens: A mixed method study. Early Childhood Education Journal, (47), 627–640. https://doi.org/10.1007/s10643-019-00956-2

    Keung, C.P.C., Fung, C.K.H. (2021). Pursuing quality learning experiences for young children through learning in play: how do children perceive play? Early Child Development and Care, 191(4), 583–597. https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1633313

    Kindergarten Education Curriculum Guide. (2017). URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/curriculum-development/major-level-of-edu/preprimary/pre-primar...

    Kong, A., Bui, G. (2019). Reader stances and writer responses in L2 peer review: A study of L2 writing literacy among Hong Kong secondary school students. Asian EFL Journal. Asian EFL Journal Press.

    Lau, G. (2018). Ideology of joyful learning through play in early childhood classroom in Hong Kong: Misconceptions or paradoxes? International Journal of Educational Reform, 27(4), 359–378. https://doi.org/10.1177/105678791802700403

    Lee, W.W.S. (2018). The timing and critical incident of epistemic beliefs change in Hong Kong college students: an exploratory study. Asia Pacific Journal of Education, 38(2), 164–174. https://doi.org/10.1080/02188791.2018.1460251

    Leung, S.K.Y., Wu, J., Li, J.W. (2024). Children’s knowledge construction of computational thinking in a playbased classroom. Early Child Development and Care, 194(2), 208–229. https://doi.org/10.1080/03004430.2023.2299405

    Li, Z.Y., Yang, W., Li, H. (2020). Teachers’ pedagogical interactions as linked to personal beliefs and profiles: a mixed-methods study in Hong Kong kindergartens. International Journal of Early Years Education, 28(4), 366–381. https://doi.org/10.1080/09669760.2020.1778452

    Liu, Y. (2020). Translanguaging and trans-semiotizing as planned systematic scaffolding: examining feeling-meaning in CLIL classrooms. English Teaching and Learning, 44(2), 149–173. https://doi.org/10.1007/s42321-020-00057-z

    Lo, Y.Y., Lui, W., Wong, M. (2019). Scaffolding for cognitive and linguistic challenges in CLIL science assessments. Journal of Immersion and Content-Based Language Education, 7(2), 289–314. https://doi.org/10.1075/jicb.18028.lo

    Operation manual for pre-primary institutions (September, 2024) (version 3.1). (2024). URL: https://www.edb.gov.hk/attachment/en/edu-system/preprimary-kindergarten/about-preprimary-kindergarte...

    Power, T.G., Wong, M. (2021). Chinese mother’s scaffolding of young children’s responses to stress and children’s depressive symptoms during the first year of primary school. Children and Youth Services Review, (131), 106284. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106284

    Shvarts, A., Bakker, A. (2019). The early history of the scaffolding metaphor: Bernstein, Luria, Vygotsky, and before. Mind, Culture, and Activity, 26(1), 4–23. https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1574306

    Smagorinsky, P. (2018). Is instructional scaffolding actually Vygotskian, and why should it matter to literacy teachers? Journal of Adolescent & Adult Literacy, 62(3), 253–257. https://doi.org/10.1002/jaal.756

    Smits-van der Nat, M., van der Wilt, F., Meeter, M. et al. (2024). The Value of Pretend Play for Social Competence in Early Childhood: A Meta-analysis. Educational Psychology Review, (36), 46. https://doi.org/10.1007/s10648-024-09884-z

    Sultana, F., Lim, C.P., Liang, M. (2020). E-portfolios and the development of students’ reflective thinking at a Hong Kong University. Journal of Computers in Education, 7(3), 277–294. https://doi.org/10.1007/s40692-020-00157-6

    Tang, Y.M., Lau, Y.Y., Chau, K.Y. (2022). Towards a sustainable online peer learning model based on student’s perspectives. Education and Information Technologies, (27), 12449–12468. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11136-y

    Veraksa, N., Pramling Samuelsson, I. (Eds.). (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century: dialogue on education. Springer. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-031-05747-2

    Veraksa, N., Sheridan, S. (Eds.). (2018). Vygotsky’s theory in early childhood education and research: Russian and Western values. Routledge. URL: https://doi.org/10.4324/9781315098203

    Verdon, S., Wong, S., McLeod, S. (2016). Shared knowledge and mutual respect: Enhancing culturally competent practice through collaboration with families and communities. Child Language Teaching and Therapy, 32(2), 205–221. https://doi.org/10.1177/0265659015620254

    Victoria Educational Organisation. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.victoria.edu.hk

    Wood, D., Bruner, J.S., Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17(2), 89–100. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x

    Woodland Pre-Schools. (n.d.). Retrieved April 30, 2025. URL: https://www.woodlandpreschools.com

    Wu, S.C. (2015). What can Chinese and German children tell us about their learning and play in kindergarten? Journal of Research in Childhood Education, 29(3), 338–351. https://doi.org/10.1080/02568543.2015.1042125

    Wu, S.C. (2019). Researching children’s learning and play in a Chinese context: children’s perspectives on their play and learning. European Early Childhood Education Research Journal, 27(4), 551–565. https://doi.org/10.1080/1350293X.2019.1634241

    Wu, S.C. (2023). How similar is Hong Kong’s play-based learning pedagogy to Fröbel’s Spielpädagogik? European Early Childhood Education Research Journal. URL: https://doi.org/10.1080/1350293X.2023.2202919

    Wu, S.C., Faas, S., Geiger, S. (2018). Chinese and German teachers’ and parents’ conceptions of learning at play — similarities, differences, and (in)consistencies. European Early Childhood Education Research Journal, 26(2), 229–245. https://doi.org/10.1080/1350293X.2018.1442034

    Yin, H., Keung, C.P.C., Tam, W.W.Y. (2022). What facilitates kindergarten teachers’ intentions to implement play-based learning? Early Childhood Education Journal, 50(4), 555–566. https://doi.org/10.1007/s10643-021-01176-3

    Yuen, G., Gallagher, M. (2024). Hong Kong kindergartens in urban space: policy aspirations, historical trajectories, and contemporary disparities. Children’s Geographies, 22(3), 350–365. https://doi.org/10.1080/14733285.2023.2283134

    Zou, T.X.P., Kochhar-Lindgren, G., Hoang, A.P., Lam, K., Barry, T.J., Leung, L.Y.Y. (2024). Facilitating students as partners: co-researching with undergraduates in Asian university contexts. Educational Review, 76(6), 1562–1580. https://doi.org/10.1080/00131911.2023.2246674

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью