Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Шиян И.Б. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Шиян И.Б. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №6. – С.72–78.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлен аналитический обзор особенностей систем независимой оценки качества дошкольного образования Швеции и Германии. Особое внимание уделяется роли учредителя детского сада в организации экспертизы работы и обучении управленцев и воспитателей, а также использованию стандартизированных шкал оценивания (KES-R и KRIPS-R, являющихся переработанными вариантами шкалы ECERS). Шведская и немецкая системы оценки качества дошкольных образовательных организаций, несмотря на специфические образовательные условия, например, децентрализацию контроля над детскими садами, могут послужить интересным примером для отечественных специалистов. Международный опыт показывает, что внешняя оценка качества со стороны учредителей может сочетаться как с независимой оценкой, проводимой специальным экспертным сообществом, так и с самооцениванием организаций. При наличии выработанных экспертным сообществом содержательных приоритетов и представлений о качестве, в том числе на основании анализа международных стандартизированных шкал оценивания, руководитель детского сада может применить наиболее удобную на данный момент процедуру мониторинга, получая широкий спектр возможностей для улучшения образовательной среды в саду.
Литература
1. Загвоздкин В.К. Зарубежный опыт оценки, улучшения и сертификации педагогического качества детских садов (на примере Германии) // Дошкольное образование. – 2010. – С. 7–10.
2. Шеридан С. Применение шкал ECERS для оценки качества образования и кросс-культурных исследований в Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 18–20.
3. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5. – С. 26–28.
4. Шиян. О.А. О достоинствах стандарта дошкольного образования Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №6. – С. 74–75.
5. Яценко И.А. Становление систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – С. 108–114.
6. Яценко И.А. Экспертно-диагностическое измерение качества дошкольного образования в детских садах ФРГ: анализ теоретических и прикладных аспектов // Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – С. 110–115.
7. Diskowski D. (2006). Integrierte Bildungssteuerung in der Kindertagesbetreuung. Ein Ansatz. KINDER 2006, Heft 12, und KiTa aktuell MO 2006, Heft 12. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1646.html
8. Engdahl I. Implementing a National Curriculum in Swedish Preschools. International Journal of Early Childhood Education (2004), 10(2), 53–78.
9. Gunnarsson L., Martin Korpi B., Nordenstam U. (1999) Early childhood education and care policy in Sweden. http://www.oecd.org/education/school/2479039.pdf
10. Haris Helm J. Early childhood building blocks. Best practices in assessment in early childhood education. http://rec.ohiorc.org/orc_documents/orc/recv2/briefs/pdf/0012.pdf
11. Kцnig A. (2007) Dialogisch-entwickelnde Interaktionsprozesse als Ausgangspunkt fьr die Bildungsarbeit im Kindergarten. Ausgabe, Jahrgang 4 Ausgabe 1.
http://bildungsforschung.org/index.php/bildungsforschung/article/viewFile/54/57
12. Meisels, Samuel J., & Atkins-Burnett, Sally. (2005). Developmental screening in early childhood: A guide (5th ed.). Washington, D.C.: National Association for the Education of Young Children.
13. Nusche D., Halasz G., Looney J. (2011). OECD Reviews of evaluation and assessment in education. Sweden. https://www.oecd.org/sweden/47169533.pdf
14. Shillady, Amy. (2004). Choosing an appropriate assessment system. Beyond the Journal. Washington, D.C: National Association for the Education of Young Children. http://www.journal.naeyc.org/btj/200401/shillady. pdf.
15. Taguma M., Litjens I., Makowietcki K. (2013) Quality matters in early chuldhood education and Care: Sweden. https://www.oecd.org/edu/school/SWEDEN%20policy%20profile%20-%20published%2005-02-2013.pdf
16. Textor M.R. (2005) Forschungsergebnisse zur Effektivitдt frьhkindlicher Bildung: EPPE, REPEY und SPEEL. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1615.html
17. Ozar M. (2012). Curruculum of preschool education: swedish approach. International Journal of Business and Social Science Vol. 3 No. 22 [Special Issue]
18. Wyse D., Hayward L., Pandya J. The Sage handbook of Curriculum, Pedagogy and Assessment. Volume 1. https://books.google.com.cy/books?id=Q3Q0CwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepag...
19. Educational policy outlook. Germany. April, 2014. http://www.oecd.org/edu/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20GERMANY_EN.pdf
20. European Commission/EACEA/Eurydice/Eurostat, 2014. Key Data on Early Childhood Education and Care in Europe. 2014 Edition. Eurydice and Eurostat Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
2. Шеридан С. Применение шкал ECERS для оценки качества образования и кросс-культурных исследований в Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 18–20.
3. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5. – С. 26–28.
4. Шиян. О.А. О достоинствах стандарта дошкольного образования Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №6. – С. 74–75.
5. Яценко И.А. Становление систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – С. 108–114.
6. Яценко И.А. Экспертно-диагностическое измерение качества дошкольного образования в детских садах ФРГ: анализ теоретических и прикладных аспектов // Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – С. 110–115.
7. Diskowski D. (2006). Integrierte Bildungssteuerung in der Kindertagesbetreuung. Ein Ansatz. KINDER 2006, Heft 12, und KiTa aktuell MO 2006, Heft 12. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1646.html
8. Engdahl I. Implementing a National Curriculum in Swedish Preschools. International Journal of Early Childhood Education (2004), 10(2), 53–78.
9. Gunnarsson L., Martin Korpi B., Nordenstam U. (1999) Early childhood education and care policy in Sweden. http://www.oecd.org/education/school/2479039.pdf
10. Haris Helm J. Early childhood building blocks. Best practices in assessment in early childhood education. http://rec.ohiorc.org/orc_documents/orc/recv2/briefs/pdf/0012.pdf
11. Kцnig A. (2007) Dialogisch-entwickelnde Interaktionsprozesse als Ausgangspunkt fьr die Bildungsarbeit im Kindergarten. Ausgabe, Jahrgang 4 Ausgabe 1.
http://bildungsforschung.org/index.php/bildungsforschung/article/viewFile/54/57
12. Meisels, Samuel J., & Atkins-Burnett, Sally. (2005). Developmental screening in early childhood: A guide (5th ed.). Washington, D.C.: National Association for the Education of Young Children.
13. Nusche D., Halasz G., Looney J. (2011). OECD Reviews of evaluation and assessment in education. Sweden. https://www.oecd.org/sweden/47169533.pdf
14. Shillady, Amy. (2004). Choosing an appropriate assessment system. Beyond the Journal. Washington, D.C: National Association for the Education of Young Children. http://www.journal.naeyc.org/btj/200401/shillady. pdf.
15. Taguma M., Litjens I., Makowietcki K. (2013) Quality matters in early chuldhood education and Care: Sweden. https://www.oecd.org/edu/school/SWEDEN%20policy%20profile%20-%20published%2005-02-2013.pdf
16. Textor M.R. (2005) Forschungsergebnisse zur Effektivitдt frьhkindlicher Bildung: EPPE, REPEY und SPEEL. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1615.html
17. Ozar M. (2012). Curruculum of preschool education: swedish approach. International Journal of Business and Social Science Vol. 3 No. 22 [Special Issue]
18. Wyse D., Hayward L., Pandya J. The Sage handbook of Curriculum, Pedagogy and Assessment. Volume 1. https://books.google.com.cy/books?id=Q3Q0CwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepag...
19. Educational policy outlook. Germany. April, 2014. http://www.oecd.org/edu/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20GERMANY_EN.pdf
20. European Commission/EACEA/Eurydice/Eurostat, 2014. Key Data on Early Childhood Education and Care in Europe. 2014 Edition. Eurydice and Eurostat Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
- Комментарии
Загрузка комментариев...