Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Кротова Т.В., Авдулова Т.П., Бурлакова И.А. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства

    Кротова Т.В., Авдулова Т.П., Бурлакова И.А. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства

    Кротова Т.В., Авдулова Т.П., Бурлакова И.А.  Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 14.06.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74
    Ключевые слова: просвещение просветительская деятельность программа просвещения родительство взаимодействие педагогов и родителей родительская компетентность ранний и дошкольный возраст
    Для цитирования статьи:
    Кротова Т.В., Авдулова Т.П., Бурлакова И.А. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 64–74. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №4
    Кротова Татьяна Викторовна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

    Авдулова Татьяна Павловна
    кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия

    Бурлакова Ирина Анатольевна
    кандидат психологических наук, старший научный сотруд­ник, заведующий кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология обра­зования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ); ведущий научный сотрудник лаборатории развития дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ ИРЗАР), Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность исследования. В статье широко рассматривается вопрос просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов. Проблема просвещения родителей актуальна уже более столетия. За этот период она трансформировалась от простой трансляции информации и ликвидации безграмотности родителей в вопросах здоровья, развития, воспитания детей до деятельности, являющейся одной из мер государственной поддержки родителей, способа формирования поколения осознанных и компетентных родителей.

    Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке содержательной стороны просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Авторы статьи предлагают проследить динамику подходов социума к просвещению родителей, раскрывают ключевые особенности феномена современного родительства. Современные родители, живущие в век широкого доступа к информации, продолжают испытывать сложности в семейном воспитании. Однако их потребности связаны уже не с информированием, а с помощью в критическом анализе информации, отборе той, что поможет их воспитательной практике, формировании навыков компетентного и эффективного родительства.

    Результаты исследования. Реализации задач психолого-педагогической поддержки и помощи в становлении компетентного родительства способствует просветительская деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций. Статья содержит краткую характеристику разработанной Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. Программа разработана Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках разработки мер государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).

    Выводы. В Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представлено содержание, которое может выступать ориентиром для педагогов ДОО в просветительской деятельности.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Авдеева Н.Н., Берсенева И.В. Ценностные установки матерей в современных моделях родительства // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13. – №2. – С. 163–176. DOI: 10.17759/sps.2022130211
    2. Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13. – №4. – С. 73–93. DOI: 10.17759/psyedu.2021130405
    3. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры / Автореф. дисс. на. соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1996. – 31 с.
    4. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. – 1982. – № 2. – С. 93–98.
    5. Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М.: Знание, 1986.
    6. Зверева О.Л. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями на современном этапе // Дошколь­ник. Методика и практика воспитания. – 2018. – №3.
    7. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 70–75.
    8. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей: Монография. – М., 2011. – 95 с.
    9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Психолого-педагогическая поддержка семейного воспитания: Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2022. – С. 104.
    10. Истомина О.Б. Семья как первичный институт социализации [Электронный ресурс]: монография. – Иркутск: ИГУ, 2022. – 140 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/269789 , https://e.lanbook.com/img/cover/book/269789.jpg
    11. Махлин М.Д. Педагогическая подготовка родителей в народных университетах. – М.: Знание, 1976. – 16 с.
    12. Новикова Г.В., Умняшова И.Б. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. – 2017. – №1 (50). – С. 14–18.
    13. Об утверждении программы педагогического всеобуча родителей и населения // Сборник приказов и инструкций Министерства Просвещения РСФСР. – 1983. – №2–3. – С. 2–14.
    14. Овечкина Н.М., Волобуева Л.М. Система методического сопровождения руководителей и педагогов дошкольных учреждений г. Москвы в организации педагогического просвещения родителей в конце 1970-х – середине 1980-х годов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №1. – С. 23–35. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35
    15. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. psyedu.ru. – 2015. – Т. 7. – №3. – С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
    16. Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. N 13-XI Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
    17. Правила осуществления просветительской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2022 года №1195. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207040032?index=1&rangeSize=1  
    18. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2022 года №1028. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=0&rangeSize=1  
    19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013. № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
    20. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей // Автореф. дисс. на. соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. – М., 1998.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью