Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2018-00001
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Собкин В.С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1(83). – С.6–18.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена исследованию отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделено анализу следующих трех аспектов: оценка общей удовлетворенности родителей образовательным процессом; оценка качества обучения в детском саду; эффективность обучения и развития личности ребенка в детском саду. Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО,
Литература
1. Асмолов А.Г. Образование – это проектирование будущего // Образовательная политика. – 2011. – №4. – С. 2.
2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. – 2013. – №8. – С. 3–13.
3. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. –
С. 12–20.
4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2014. – Т.7. – №36. – С. 10–25.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. –
318 с.
7. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1965. – 295 с.
8. Рагозинникова Л.Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – №1. –
С. 69–75.
9. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – №5. – С. 105–111.
10. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А., Якупова В.А. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2017. – №2. – С. 5–16.
11. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 9–21.
12. Собкин В.С., Иванова А.И, Казначеева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83.
13. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. – 2010. – №5–6. – С. 15–23.
14. Собкин В.С., Иванова А.И. Скобель-цина К.Н. От воспитания в детском саду
к школьному образованию: мнение родителей // Национальный Психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
15. Собкин В.С., Иванова А.И. Удовлетворенность родителей системой дошкольных образовательных учреждений // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С. 171–172.
16. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст / Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
17. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3–14.
18. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – 151 с.
19. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Выбор детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2016. – № 8(70). – С. 34–43.
20. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7(79). – С. 4–17.
21. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей
и подростков. – 2017. – №2(17). – С. 43–49.
22. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX. / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова, Е.С. Верясова. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
23. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин, О.Э. Асадулина, А.А. Новаковская // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 18–28.
24. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / Slot P.L., Leseman P.P.M., Verhagen J., Mulder H. // Early Childhood Research Quarterly. 2015, Vol. 33, pp. 64-76.
25. Barnett W.S., Hustedt J.T. Preschool: The Most Important Grade // Educational Leadership. 2003, Vol. 60, no. 7, pp. 54-57.
26. Blended Perspectives: A Global Vision for High-Quality Early Childhood Education / Jalongo M.R., Fennimore B.S., Pattnaik J., Laverick D.M., Brewster J., Mutuku M. // Early Childhood Education Journal, 2004, Volume 32, Issue 3, pp 143–155.
27. Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010, Vol. 25, Issue 2, pp. 140–165
28. Cascio E. U., & Schanzenbach D. W. The impacts of expanding access to high-quality preschool education. Brookings Papers on Economic Activity. 2013, vol. 47(2), 127-178.
29. Lasting Effects of Early Education: A Report from the Consortium for Longitudinal Studies / Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc// Monographs of the Society for Research in Child Development. 1982, Vol. 47, No. 2/3, pp. 131-151
30. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development / Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A.// Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9 (4). pp.106-122.
31. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012, Vol. 27, Issue 2, pp. 306-315.
2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. – 2013. – №8. – С. 3–13.
3. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. –
С. 12–20.
4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2014. – Т.7. – №36. – С. 10–25.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. –
318 с.
7. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1965. – 295 с.
8. Рагозинникова Л.Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – №1. –
С. 69–75.
9. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – №5. – С. 105–111.
10. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А., Якупова В.А. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2017. – №2. – С. 5–16.
11. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – С. 9–21.
12. Собкин В.С., Иванова А.И, Казначеева К.Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – С. 65–83.
13. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. – 2010. – №5–6. – С. 15–23.
14. Собкин В.С., Иванова А.И. Скобель-цина К.Н. От воспитания в детском саду
к школьному образованию: мнение родителей // Национальный Психологический журнал. – 2011. – №1(5). – С. 111–118.
15. Собкин В.С., Иванова А.И. Удовлетворенность родителей системой дошкольных образовательных учреждений // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – С. 171–172.
16. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст / Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
17. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей дошкольников // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 3–14.
18. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. – М.: Центр социологии образования РАО, 1994. – 151 с.
19. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Выбор детского сада родителями детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2016. – № 8(70). – С. 34–43.
20. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7(79). – С. 4–17.
21. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей
и подростков. – 2017. – №2(17). – С. 43–49.
22. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX. / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова, Е.С. Верясова. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 168.
23. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин, О.Э. Асадулина, А.А. Новаковская // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 18–28.
24. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / Slot P.L., Leseman P.P.M., Verhagen J., Mulder H. // Early Childhood Research Quarterly. 2015, Vol. 33, pp. 64-76.
25. Barnett W.S., Hustedt J.T. Preschool: The Most Important Grade // Educational Leadership. 2003, Vol. 60, no. 7, pp. 54-57.
26. Blended Perspectives: A Global Vision for High-Quality Early Childhood Education / Jalongo M.R., Fennimore B.S., Pattnaik J., Laverick D.M., Brewster J., Mutuku M. // Early Childhood Education Journal, 2004, Volume 32, Issue 3, pp 143–155.
27. Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010, Vol. 25, Issue 2, pp. 140–165
28. Cascio E. U., & Schanzenbach D. W. The impacts of expanding access to high-quality preschool education. Brookings Papers on Economic Activity. 2013, vol. 47(2), 127-178.
29. Lasting Effects of Early Education: A Report from the Consortium for Longitudinal Studies / Lazar I., Darlington R., Murray H. & etc// Monographs of the Society for Research in Child Development. 1982, Vol. 47, No. 2/3, pp. 131-151
30. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development / Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A.// Psychology in Russia: State of the Art. 2016. №9 (4). pp.106-122.
31. Yamamoto Y., Li J. What makes a high-quality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012, Vol. 27, Issue 2, pp. 306-315.
- Комментарии
Загрузка комментариев...