кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального института развития образования, заведующий лабораторией комплексной оценки и развития качества образования Московского института открытого образования (Москва, Россия)
Загвоздкин Владимир Константинович
СДО - 2013. - №10
с. 40–48
ПОДРОБНЕЕ
3384
Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе, и факторов успешности школьного обучения показывает отчетливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и выделении психологических факторов успешности в обучении отчетливо преобладал набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, – прежде всего уровень когнитивного развития, концентрация, память, логическое мышление, координация глаз – рука и т.п., то в настоящее время исследователи придают гораздо большее значение другим факторам. Отмечается важная роль социального и эмоционального компонента в обучении, а развитие социальной и эмоциональной компетентности становятся важнейшими целями школьного обучения. В ряде исследований была выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка – центральным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи все чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно являться важнейшей целью воспитания и обучения в семье и школе. Автор знакомит читателей с понятием «эмоциональный интеллект» и представляет программу эмоционального воспитания, разработанную в США профессором Джоном Готманом – одним из авторитетнейших исследователей в данной области.
СДО - 2015. - №1
с. 22–33
ПОДРОБНЕЕ
3656
В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования актуальным становится изучение теории и практики гуманистических концепций дошкольного образования, в рамках которых имеется богатый опыт практической реализации таких центральных положений стандарта дошкольного образования, как поддержка детской инициативы, свободной игры, работа по освоению содержания образовательных областей в рамках детских видов деятельности, создание условий – благоприятной социальной и предметно-пространственной среды, способствующей развитию. В предлагаемой статье рассматриваются теоретические основания свободной игры, психология игры – взгляды Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, педагогика свободной игры в вальдорфском детском саду и развивающие эффекты свободной игры. Показано, как в свободной игре практически осуществляется не только поддержка детской инициативы, но и может реализовываться работа в пяти образовательных областях в контексте повседневной жизни детей. Элементы педагогики вальдорфских детских садов могут быть использованы в практике массовых российских детских садов в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: