Авторы рассказывают о деятельности московских педагогов, о первых детских садах, восстанавливают отдельные страницы истории дошкольного воспитания любимого города.
Людей, которые стояли у истоков, объединяло все лучшее, что присуще российскому педагогу – любовь к миру и людям, нравственная чистота, духовное подвижничество, интеллектуальность, милосердие, сострадание, свободолюбие, стремление к саморазвитию.
История пишется людьми. И сегодняшняя деятельность дошкольных работников уже становится историей для будущих поколений. Тот, кто пренебрегает уроками истории, обречен вновь повторить путь, пройденный предками, со всеми его ухабами и тупиками.
История расширяет личный нравственный опыт человека, включает его в непрекращающийся диалог культур. Авторы надеются, что данный материал будет полезен как людям старшего поколения, так и будущим педагогам-дошкольникам, студентам педагогических колледжей и институтов.
Авторы не стремились всеобъемлюще раскрыть всю историю дошкольного воспитания в столице. В статье приведены отдельные, самые яркие зарисовки из жизни московских дошкольников, московских детских учреждений разного типа и вида. Удручает то, что зачастую период до 1917 года представляется очень скудно, а ведь сколько личностей создавали, спорили, ошибались и возвышались в те далекие годы. Авторы постарались восполнить этот пробел.
Для того чтобы решить проблемы сегодняшнего дня в области дошкольного воспитания, надо хорошо изучить историю организации разных типов дошкольных учреждений, а также проанализировать многовариантность содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Москвы, во многом отражавших особенности работы в детских садах России, но и имевших свои, только московским учреждениям присущие черты.
Авторам пришлось провести большую работу по изучению и отбору исторического материала в фондах государственных архивов, в рукописях частных лиц, в отчетах педагогических обществ и отдельных дошкольных учреждений города, в педагогической литературе.