В последние несколько лет одной из самых популярных и спорных игрушек являются куклы Монстр Хай. Авторы статьи на материале конкретного эмпирического исследования пытаются выяснить, какова причина популярности данных кукол, что видят и чего не видят в них дети, как воспринимают и как оценивают этих кукол современные дети и их родители и как играют с такими куклами девочки дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 245 родителей и 50 девочек двух возрастных групп: 6–7 и 8–9 лет. Взрослые заполняли анкету, в которой оценивали основные качества этих кукол. С детьми организовывалась индивидуальная беседа, в которой каждой девочке задавались те же вопросы. Анализировались также рисунки детей, изображающие данных кукол, и игра с ними. Оценки детей и взрослых разных качеств кукол позволили зафиксировать явный конфликт поколений: то, что детям кажется прекрасным, взрослые воспринимают как уродливое и безобразное. Рисунки детей свидетельствуют о том, что куклы Монстр Хай являются для них своеобразными «эталонами красоты». Большинство девочек предпочитают данных кукол традиционным. Наблюдение за игрой детей показало, что ее содержание определяется не столько образом игрушки, сколько общим контекстом жизни ребенка: дети проигрывают с данными куклами самые разные сюжеты, отражающие их опыт. В заключении обсуждаются результаты исследования и возможные риски, которые несут данные игрушки для дошкольников.
Куклы Монстр Хай в последнее время стали предметом жарких дискуссий. Эти игрушки вызывают совершенно полярные мнения – от удивления и восхищения до ужаса и отвращения. В адрес этих кукол неоднократно поступали возмущенные реплики родителей с требованиями их немедленного запрета. Многие родители полагают, что куклы Монстр Хай пугают и невротизируют детей, что они провоцируют агрессивность, погружают детей в тематику загробного мира, навязывая тему смерти и пр. Судьба этих кукол обсуждалась на совместном заседании министерства торговли и образования, они стали своеобразным символом современной игрушки, который удивляет одних и ужасает других. Обостренное внимание и аффективное отношение к этим куклам побуждает рассмотреть их подробнее.
Остановимся на характеристике этих кукол и описании их внешнего вида.
Куклы созданы по мотивам мультсериала «Школа монстров». Этот сериал повествует о жизни и сложных отношениях девочек-подростков, которые ссорятся из-за мальчиков, ревнуют, завидуют, а иногда помогают друг другу. Однако эти казалось бы обычные девочки обременены печальной наследственностью – они являются потомками персонажей из популярных фильмов ужасов или историй о чудовищах – Дракула, Франкенштейн, Призрак оперы, оборотни, вампиры и т.п. Например, одна из главных героинь – Френки Штейн, дочь всем известного Франкенштейна, ее возраст по легенде всего 15 дней, что сказывается на ее несколько инфантильном поведении; другой персонаж – дочь графа Дракулы – Дракулаура, которой 1600 лет, она добра, не пьет крови, более того, пытаясь преодолеть свою тяжелую наследственность, отказалась от потребления мяса и является вегетарианкой; ее интересная особенность в том, что она не отражается в зеркале. Еще одна героиня – мумия Клео де Нил – бывшая принцесса Египта, с ужасным характером, а ее парень, сын медузы Горгоны – Дьюс Горгон, может взглядом превратить любого в камень. Есть и другие персонажи с достаточно интересными историями, в которых перемешаны легенды, мифы, сюжеты фильмов ужаса и пр.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка-дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №1. – С. 59–65.
2. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: взгляд с позиций культурно-исторической психологии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №1. – С. 32–43.
3. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. – 2006. – №2. – С. 81–85.
4. Смирнова Е.О., Романова А.Л. Смешное и страшное в современной детской субкультуре // Культурно-историческая психология. – 2013. – №2. – С. 81–87.
5. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г. Филиппо-ва И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии, 2008, №1. – С. 16–25.
6. Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №2.
7. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2000. – №2. – С. 50–65.
8. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М: Педагогика, 1984, 283 с.
9. Singer E. (2015). Play and playfulness in early childhood education and care. Psychology in Russia: State of the Art, 8(2), 27–35.
10. Sobkin V.S., Skobeltsina K.N. (2015). Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology in Russia: State of the Art, 8(2), 52–60.
образные игрушки, куклы Монстр Хай, оценка качеств кукол, детский рисунок, сюжетная игра, страшные игрушки, культурные коды, этические и эстетические представления
Ваша корзина пуста