СДО - 2016. - №2
Панорама событий
Актуальное интервью
СДО - 2016. - №2
с. 8–13
ПОДРОБНЕЕ
2015
Одной из основных задач дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание ребенка. С раннего возраста ребенка важно знакомить с национальной культурой, ее традициями. Но как заинтересовать ребенка, есть ли в мире гаджетов, электронных игрушек место обычным куклам, народным песням, готовы ли современные мамы знакомить детей с национальными обычаями? Об этом мы поговорили с кандидатом педагогических наук Анной Борисовной Тепловой, старшим научным сотрудником лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
Теория и практика образования
СДО - 2016. - №2
с. 14–21
ПОДРОБНЕЕ
2413
В статье представлен обзор зарубежных исследований, касающихся изучения взаимодействия ребенка с правилом в нормативной ситуации. Обращение к проблеме взаимодействия ребенка и правила в анализе статей аргументировано теорией Л.С. Выготского о культурной детерминации психического развития и положениями теории Н.Е. Вераксы о культуре как системе нормативных ситуаций. В отличие от работ отечественных авторов, отражающих психологию взаимодействия ребенка с культурой, зарубежные статьи фокусируются на более частных моментах, поэтому исследования в зарубежной психологии развития связаны больше с феноменологией, нежели с теорией или с концепцией. В числе приведенных в статье источников – работы последних лет, написанные учеными в области детской психологии и посвященные разным аспектам усвоения ребенком правил культурного контекста его развития. Исследования по проблеме взаимодействия ребенка и правила носят эмпирический характер и связаны с решением конкретных ситуаций, в которых содержатся те или иные культурные нормы. В статье анализируются исследования, связанные с безопасностью детей, ролью подражания в усвоении правила, влиянием массовой информации на характер усваиваемых правил, формированием проэкологического поведения через систему специфичных правил и повседневного поведения, которое исследователи называют контекстуально-обычным, взаимосвязь знаний правил ребенком с соответствующими дискурсивными стратегиями в детской борьбе за власть.
Ключевые слова:
СДО - 2016. - №2
с. 22–33
ПОДРОБНЕЕ
2321
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания воспитателей, которая в настоящее время недостаточно изучена. Наибольшие разногласия сохраняются в отношении вопроса об обстоятельствах, детерминирующих возникновение и протекание синдрома выгорания в данной профессиональной группе. Важным условием успешности мероприятий по профилактике и преодолению выгорания является ясное видение происхождения данного явления целевой группой, то есть самими педагогами ДОУ. Наше эмпирическое исследование позволило выявить представления воспитателей о причинах эмоционального выгорания и описать влияние фактора возраста детей, с которыми работают обследованные, на объективную интенсивность выгорания. Совокупный анализ результатов анкетирования и формализованной диагностики позволил выявить ряд закономерностей. В частности, показано, что наибольшей субъективной значимостью для всех категорий воспитателей обладают эмоциональные, психосоматические и семейные причины выгорания, объективно же наиболее интенсивное выгорание присутствует у работающих с детьми раннего возраста. Полученные данные могут послужить ориентиром при содержательном планировании и осуществлении программ, направленных на профилактику и коррекцию выгорания у воспитателей.
Ключевые слова:
Наша экспертиза
СДО - 2016. - №2
с. 34–43
ПОДРОБНЕЕ
2985
В последние несколько лет одной из самых популярных и спорных игрушек являются куклы Монстр Хай. Авторы статьи на материале конкретного эмпирического исследования пытаются выяснить, какова причина популярности данных кукол, что видят и чего не видят в них дети, как воспринимают и как оценивают этих кукол современные дети и их родители и как играют с такими куклами девочки дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 245 родителей и 50 девочек двух возрастных групп: 6–7 и 8–9 лет. Взрослые заполняли анкету, в которой оценивали основные качества этих кукол. С детьми организовывалась индивидуальная беседа, в которой каждой девочке задавались те же вопросы. Анализировались также рисунки детей, изображающие данных кукол, и игра с ними. Оценки детей и взрослых разных качеств кукол позволили зафиксировать явный конфликт поколений: то, что детям кажется прекрасным, взрослые воспринимают как уродливое и безобразное. Рисунки детей свидетельствуют о том, что куклы Монстр Хай являются для них своеобразными «эталонами красоты». Большинство девочек предпочитают данных кукол традиционным. Наблюдение за игрой детей показало, что ее содержание определяется не столько образом игрушки, сколько общим контекстом жизни ребенка: дети проигрывают с данными куклами самые разные сюжеты, отражающие их опыт. В заключении обсуждаются результаты исследования и возможные риски, которые несут данные игрушки для дошкольников.
Ключевые слова:
Особый ребенок
СДО - 2016. - №2
с. 44–49
ПОДРОБНЕЕ
2509
В предлагаемой статье описываются методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ (АОП) дошкольного образования по основным образовательным областям в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Автор подробно останавливается на методических рекомендациях по обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования (по пяти образовательным областям) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детским церебральным параличом (ДЦП). Автор приводит рекомендации к алгоритму составления и содержанию адаптированных образовательных программ (АОП ДО) дошкольного образования из примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО). В статье перечисляются коррекционные методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Для каждой образовательной области составлена модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В конце статьи представлен список нормативно-правовой документации по проблеме образования детей с ОВЗ.
Ключевые слова:
Из опыта работы
СДО - 2016. - №2
с. 50–61
ПОДРОБНЕЕ
2729
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения и рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Автор рассматривает проблему внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг. Особая роль в этом процессе возлагается на руководителя дошкольной образовательной организации. В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными, исключение одной из них или некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. Целью внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг является обеспечение права заказчика и воспитанника на получение платных образовательных услуг надлежащего качества. Автор подробно останавливается на задачах внутренней системы оценки качества оказания платных образовательных услуг, рассказывает о формах, методах, видах процедуры оценки качества, принятых в дошкольной образовательной организации, приводит пример оформления документов, в которых отражаются результаты оценки качества дополнительных услуг.
Ключевые слова:
Детские сады мира
СДО - 2016. - №2
с. 62–63
ПОДРОБНЕЕ
3124
В столице Индии Нью-Дели находится замечательный детский сад. Его дизайн отражает важность веселья и игр в дошкольном воспитательном процессе. Также он призван всецело стимулировать детскую любознательность. А специальные навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.
Мировой опыт
СДО - 2016. - №2
с. 64–78
ПОДРОБНЕЕ
3173
Статья основана на данных исследования, инициированного Европейской комиссией и являвшегося частью крупного исследовательского проекта, внимание которого было сосредоточено на «социальных услугах, представляющих всеобщий интерес». В настоящее время Европейская комиссия изучает, какие механизмы регулирования и контроля над качеством являются наиболее эффективными в отношении негосударственных поставщиков социальных услуг, функционирующих в условиях конкуренции. Эта деятельность позволила произвести анализ частных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования стран Евросоюза, а также нормативно-правовых рамок, их регулирующих. Особое внимание в статье обращено на Великобританию и, в частности, на Англию. Эта страна выделяется на общеевропейском фоне высоким уровнем концептуализации и государственной поддержки частных коммерческих предприятий в сфере дошкольного воспитания и образования. При этом нормативно-правовые рамки, регулирующие деятельность этих предприятий, отличаются крайней узостью: в них не затрагиваются такие вопросы, как финансовое регулирование, доступность услуг, зарплаты и условия труда педагогов, отчетность.
Ключевые слова:
- Комментарии
Загрузка комментариев...