Патриотическое воспитание
Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической памяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о событиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.
Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студентами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023 гг.) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов.
Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформированности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, педагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.
Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осуществлять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриотического воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессионального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.
Человек безграничной эрудиции, окрыленный неутолимой жаждой знаний и одаренный способностью передавать эти знания детям в увлекательной форме; носитель классических представлений о педагогической науке, но не как к догме, а как к основе для творческого развития каждого ребенка; учитель, с упоением и восторгом отдающийся служению детству, а значит будущему, – не только яркая самодостаточная личность, но и очень интересный собеседник, с которым можно говорить на любые темы, настраивая оптику педагогики на самые разные объекты и ситуации. А если добавить к портрету героя этого интервью еще несколько ярких штрихов: общественный деятель, режиссер, журналист, инициатор создания музеев в Москве и Подмосковье, поэт, путешественник, эксперт СМИ, – разговор обещает быть и увлекательным, и очень важным для понимания смыслов понятий «воспитание» и «обучение» в современном дошкольном образовании.
По инициативе начальника Департамента дошкольного образования мэрии г. Грозного Хадижат Кадыровой и Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) в Чеченской Республике прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сохраняя культуру, сохраняем нацию». Многое здесь было впервые.
ВПЕРВЫЕ в Чечне – событие такого масштаба с очным участием 5 регионов. Это ПЕРВОЕ мероприятие МПАДО в Чеченской Республике и ПЕРВЫЙ РАЗ – с такой обширной повесткой и беспрецедентным комплексом мероприятий в рамках конференции: педагогические мастерские в детских садах, переговоры в Институте чеченского языка, встречи в Чеченском государственном педагогическом университете.
Свое отношение к конференции в области дошкольного образования ВПЕРВЫЕ выразил Глава республики Рамзан Кадыров: «Уверен, что подобные мероприятия играют важную роль в образовательном процессе, помогут более эффективно строить работу с дошколятами по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию юных граждан нашей страны».
Интерес к региону, к ярким достижениям чеченских педагогов, к традиционным ценностям чеченского народа огромен. Эти и другие вопросы стали предметом беседы молодого талантливого руководителя системы дошкольного образования города Грозного Хадижат Кадыровой и директора по развитию МПАДО Анны Еланской, состоявшейся сразу после мероприятия.