Шиян О.А., Якшина А.Н., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Одной из ключевых проблем большинства современных программ повышения квалификации является их ориентация на овладение отдельными знаниями и технологиями, вместо создания условий для развития самих педагогов, в частности их критического мышления и рефлексии, в то время как именно рефлексия позволяет педагогу качественно изменить образовательный процесс, одновременно удерживая в фокусе как детские интересы и способности, так и задачи культурного развития.
В статье анализируются отечественные и зарубежные подходы к пониманию рефлексии, предлагается модель рефлексивного профессионального действия. В качестве средств развития рефлексии у педагогов авторы, следуя логике культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий), рассматривают наглядную модель результатов детского развития, наглядную модель профессионального действия, модель рефлексивного выхода, позиции «защитника», «критика» и «голоса ребенка». Освоение этих средств легло в основу специально разработанной программы повышения квалификации для дошкольных педагогов, в рамках которой педагогам предлагаются следующие задачи: погружения в детские виды деятельности, анализ видео (собственной и чужой практики), создание «Навигаторов». В статье также представлен инструмент изучения рефлексивного наблюдения «Профессиональные очки», позволяющий оценить такие аспекты рефлексивного действия, как умение ориентироваться на задачи детского развития, умение наблюдать за детьми и умение видеть причинно-следственную связь между действиями педагога и поведением и эмоциями детей.
В приложении к статье сформулированы основные этапы и принципы построения программы, направленной на развитие рефлексии у педагогов.
Литература
2002. – №2. – С. 85–102.
2. Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 3. – C. 207–225.
3. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего // Наука и школа. – 2015. – №6.
4. Веракса Н.Е. Предисловие // Л.С. Выготский. Психология. – М., 2000.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:
в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – С. 5–328.
6. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
7. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. – 2011. – №3. – С. 19–26.
8. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №2
9. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении – сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – № 3. С. 44–63. doi:10.17759/chp.2015110305
10. Обухов А.С. Модернизация педагогического образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Проблемы современного образования. – 2017. – №4.
11. Титце В., Дитрих И., Гренер К., Ханиш А., Маркс Ю. Оценка и развитие качества дошкольного образования / Под ред. С. Фирникель [пер. с нем.] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 208 с.
12. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее
проблемы // Рефлексивные процессы и управление. – 2001. – №1.
13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия (фрагмент работы «Коммуникация, деятельность, рефлексия» / Исследование речемыслительной деятельности, – Алма-Ата, 1974.
14. Archer, J. (2017) The power of trained eye. URL: https://www.aft.org/ae/fall2017/archer
15. Boud, D., Keogh, R. & Walker, D. (1985).Reflection: Turning experience into learning. London: Kogan Page.
16. Boyd, E.M., & Fales, A.W. (1983). Reflective learning: Key to learning from experience. Journal of Humanistic Psychology, 23, 99-117.
17. Calderhead, J. , Gates, P. (1993) (eds.) Conceptualizing Reflection in Teacher Development. London: Falmer Press.
18. Coffey, A. M. (2014). Using Video to Develop Skills in Reflection in Teacher Education Students.Australian Journal of Teacher Education, 39(9). http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss9/6.
19. Colwell J., Beaumont H., Bradford H., Canavan J., Cook E., Kingston D. et al. (2015) Reflective teaching in early education. 1 ed. Bloomsbury Academic. 416 p.
20. Costa А., Kallick B. (2008) Learning and Leading with Habits of Mind. URL: http://www.ascd.org/publications/books/108008/chapters/Learning-Through-Reflection.aspx.
21. Definition and selection of competencies. OECD/SFSO/DeSeCo Background Paper// 2001.
22. Dennison, Paul (2010).Reflective practice: The enduring influence of Kolb’s Experiential Learning Theory. Compass: Journal of Learning and Teaching. 1. 10.21100/compass.v1i1.12
23. Dewey, J. (1910). How We Think. Lexington, MA: D.C. Heath and Company. https://doi.org/10.1037/10903-000
24. Dewey, J. (1966). Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Free Press. 378 p.
25. Doan L. K. (2013) Mentoring: A Strategy to Support Novice Early Childhood Educators/ Canadian children – Vol. 38 No. 2. p. 21-24.
26. Doan L.K. (2016) The Early Years: Beginning Early Childhood Educators’ Induction Experiences and Needs in British Columbia / Journal of childhood studies, vol. 41 No 2, p. 43-54.
27. Kolb, D.A. (1984) Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice-Hall.
28. Lefebvre, J. (2013) In support of the development of reflection. URL: http://aqpc.qc.ca/
29. Liston D.P., Zeichner Z.M. (1987) Reflective teacher education and moral deliberation. Journal of Teacher Education, 38 (6), pp. 2-8.
30. Lampert Shepel E. The Dialogic Nature of Reflective Praxis: A CrossCultural Study of Teachers’ Reflective Actions in Russian and American Dewey Schools
31. Lampert Shepel E. (1999) Reflective Thinking in Educational Praxis: Analysis of Multiple Perspectives// Educational Foundations, Summer.
32. Parsons, M., & Stephenson, M. (2005). Developing reflective practice in student teachers: Collaboration and critical partnerships. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 11(1), 95–116
33. Pavia, L., Nissen, H., Hawkins, C., Monroe, M., & Filimon-Demyen, D. (2003). Mentoring early childhood professionals. Journal of Research in Childhood Education, 17(2), 250–260.
34. Peeters, J., Vandenbroeck, M. (2011) Childcare practitioners and the process of professionalization. In L. Miller and C. Cable Professionalization, leadership and management in the early years. London: Sage publications Ltd.
35. Pirard F. (2013) Knowledge about how to work with young children in ECEC: Constructing practice on evolutionary knowledge in ECEC. URL: https://www.researchgate.net/publication/271844600
36. Raban B., Nolan A., Waniganayake M., Ure C., Deans J.and. Brown R. Empowering practitioners to critically examine their current practice/ Journal of Australian Research in Early Childhood Education, Volume12 issue 2, 2005
37. Schon, D.A. (1996). Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. San Francisco: Jossey-Bass, Inc.
38. Sheridan, S. (2000). A comparison of external and self evaluations of quality in early childhood education. Early Child Development and Care, 164, 63-78
39. Snoeyink, R. (2010). Using Video Self-Analysis to Improve the “Withitness” of Student Teachers. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 26(3), 101-110
40. Steffy, B.E. & Wolfe, M.P. (1997). The Life Cycle of the Career Teacher: Maintaining excellence for a lifetime. West Lafayette, Ind: Kappa Delta Phi International Honor Society in Education.
41. Thornton, K. (2015) The impact of mentoring on leadership capacity and professional learning. In C. Murphy & K. Thornton (Eds.) Mentoring in early childhood education: a compilation of thinking, pedagogy and practice. Wellington: NZCER.
42. Williams, P.L. (1998). Using theories of professional knowledge and reflective practice to influence educational change. Medical Teacher 20. 1: 28-34.
- Комментарии