Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Дополнительное образование в дошкольном возрасте

    Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности
    СДО - 2017. - №4 с. 30–39
    Романова Т.В. , Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2082
    В статье описываются экспериментальные методики и результаты исследования возможностей и путей оптимизации взаимоотношений старших дошкольников в группе сверстников посредством развивающих занятий на материале театрализованной деятельности. Поясняются основные принципы развивающей методики, нацеленной на обучение детей выразительному воплощению образов персонажей при комплексном использовании средств театрализованной деятельности: мимики, пантомимики, жестов, голосовых интонаций и др., передающих действия, характерную пластику, эмоции персонажей, взаимодействующих между собой в соответствии с сюжетом, с проживанием целостного образа на основе образного движения «всем телом». Сравниваются данные экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующей диагностики и контроля по двум методикам: творческой (театрализованной) и социометрической, – и на этой основе показывается существенное повышение результатов в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, где данные не изменились. Так доказывается не только возможность оптимизировать взаимоотношения сверстников в группе, но и высокая эффективность экспериментальной методики развития театрализованной деятельности по сравнению с традиционной методикой.
    Ключевые слова: театрализованная деятельность исполнительское творчество выразительность исполнения образа мимика жесты голосовые интонации статусные категории в группе сверстников
    Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования
    СДО - 2022. - №5 с. 25–39
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1687

    Актуальность тематики статьи обусловлена изменениями, происходящими в мире в области экономики, управления, ресурсов, технологий, информации, которые не могли не привести к трансформации системы образования. Сегодня мы находимся в эпицентре этой трансформации, свидетельством чему является форум ЮНЕСКО, посвященный трансформации современного образования, проходивший в преддверии конференции ООН (конец июля 2022 г.). В процессе трансформации меняются участники образовательного процесса: родители, педагоги, дошкольники, детские сады, педагогические технологии, образовательные организации. Процессы эти осуществляются в режиме реального времени, и не всегда мы в состоянии отследить и проанализировать их.

    Цель статьи: показать результаты исследования трансформации музеев из центров хранения материального и нематериального наследия человечества в неформальные и информальные центры образования с набором образовательных инструментов и технологий, свойственных различным типам музея, и результаты влияния образовательной работы музеев на детей.

    Ход исследования. В статье представлен опыт работы музеев, как части современного процесса дошкольного образования, на основе анализа публикаций российских и зарубежных исследователей в сфере музейной педагогики. В ходе исследования были изучены публикации зарубежных ученых, как выявляющие и обобщающие тенденции развития образовательной деятельности музеев (за 1990–1999-е годы, за 2000–2007 годы), так и отдельные работы; программы музеев, направленные на развитие исполнительной функции ребенка, в том числе.

    Результаты исследования показывают, что внимание музейных педагогов, особенно в последние годы, направлено на детей младшего возраста, для которых музей становится альтернативной образовательной площадкой за счет ресурсов, которые уже имеются в музее и освоены как образовательные ресурсы; за счет программ, опирающихся на музейно-образовательные технологии; за счет большей готовности музейных педагогов внедрять новые инструменты и технологии в свои программы; за счет ориентации на интерактивные формы взаимодействия; за счет более широкого вовлечения семьи в музейные активности и т.п.

    Заключение. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных форм начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Новые горизонты открываются благодаря технологическим достижениям в области коммуникации, совместного использования контента и культурным ожиданиям в отношении доступа, полномочий и персонализации. Началась новая эра, характеризующаяся новыми экономиками, основанными на различных методах совместного использования образовательных ресурсов. В этих условиях усилия государственных образовательных политик постепенно обращаются к неформальному и информальному образованию, лидером которого становятся музеи. Эта работа должна сегодня учитываться на государственном уровне.

    Ключевые слова: трансформация системы образования неформальное и информальное образование музеи музейная педагогика когнитивное развитие навыки дошкольное образование
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-25-39
    Крашенинников Е.Е. Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы
    СДО - 2021. - №6 с. 45–55
    Крашенинников Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1266

    Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целена­правленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.

    Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.

    Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.

    Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.

    Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.

    Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.

    Ключевые слова: cовременный театр кукол кукла детская игрушка когнитивная децентрация игра
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-45–55
    Организация конкурсных занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы: чтение, обсуждения, дополнительная деятельность
    СДО - 2025. - №1 с. 58-74
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    560

    Актуальность. Восприятие художественной литературы является одним из видов детской деятельности, позволяющим решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка. Чтение художественной литературы может рассматриваться как занятие, а также как особый вид культурной практики, направленной на обогащение самостоятельной деятельности детей. Многообразие задач по работе с книгой и вариантов их решения требуют изучения современного состояния организации занятий по восприятию художественной литературы в детском саду.

    Цель. Выявить современные особенности организации занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области «Читаем Бианки».

    Выборка. В исследовании приняли участие 143 педагога дошкольных организаций 15 муниципальных районов Ивановской области. Проанализировано 116 работ участников регионального конкурса.

    Методы. В качестве методов исследования применялся анализ видеозаписей занятий, изучение конкурсных работ.

    Результаты. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами, а также стремление к замене обсуждения литературного произведения его пересказом, игровыми и продуктивными видами деятельности. Установлено, что не всегда педагоги могут определить ценности и смыслы, заложенные автором произведения, и способствовать их пониманию детьми. На основе анализа материалов конкурсантов выделены основные типы вопросов, применяемых при обсуждении литературного произведения.

    Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечено, что в большинстве случаев дополнительная деятельность не способствует пониманию детьми смысла литературного произведения, а направлена на его запоминание или условно связана с темой сказки или рассказа. Выявлено, что при серьезном подходе к подготовке внешнего оформления занятий педагоги не уделяют внимания содержательной стороне организации развивающего общения с детьми, поддержанию диалога и помощи в открытии смысла литературного произведения.

    Ключевые слова: конкурсное занятие дошкольники воспитатель восприятие художественной литературы чтение смысл литературного произведения обсуждение произведения дополнительная деятельность
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-1127-58-74
    Светлана Кочерина: «Нужно, чтобы ребенок влюбился в театр»
    СДО - 2018. - №3 с. 72–78
    ПОДРОБНЕЕ
    1484
    «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – говорил Вольтер. И дей­ствительно, театр – явление уникальное, его роль в воспитании и становлении личности сложно переоценить. Он развивает творческие способности, помогает детям научиться общаться, понимать себя и других, отличать добро от зла, решать не только свои проблемы, но и сопереживать другим. Но как в век компьютерных технологий привить ребенку любовь к театру, искусству, увлечь его театральными постановками? Об этом мы поговорили со Светланой Кочериной, руководителем дет­ского музыкально-драматического театра «А-Я».
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью