Дополнительное образование в дошкольном возрасте
Актуальность тематики статьи обусловлена изменениями, происходящими в мире в области экономики, управления, ресурсов, технологий, информации, которые не могли не привести к трансформации системы образования. Сегодня мы находимся в эпицентре этой трансформации, свидетельством чему является форум ЮНЕСКО, посвященный трансформации современного образования, проходивший в преддверии конференции ООН (конец июля 2022 г.). В процессе трансформации меняются участники образовательного процесса: родители, педагоги, дошкольники, детские сады, педагогические технологии, образовательные организации. Процессы эти осуществляются в режиме реального времени, и не всегда мы в состоянии отследить и проанализировать их.
Цель статьи: показать результаты исследования трансформации музеев из центров хранения материального и нематериального наследия человечества в неформальные и информальные центры образования с набором образовательных инструментов и технологий, свойственных различным типам музея, и результаты влияния образовательной работы музеев на детей.
Ход исследования. В статье представлен опыт работы музеев, как части современного процесса дошкольного образования, на основе анализа публикаций российских и зарубежных исследователей в сфере музейной педагогики. В ходе исследования были изучены публикации зарубежных ученых, как выявляющие и обобщающие тенденции развития образовательной деятельности музеев (за 1990–1999-е годы, за 2000–2007 годы), так и отдельные работы; программы музеев, направленные на развитие исполнительной функции ребенка, в том числе.
Результаты исследования показывают, что внимание музейных педагогов, особенно в последние годы, направлено на детей младшего возраста, для которых музей становится альтернативной образовательной площадкой за счет ресурсов, которые уже имеются в музее и освоены как образовательные ресурсы; за счет программ, опирающихся на музейно-образовательные технологии; за счет большей готовности музейных педагогов внедрять новые инструменты и технологии в свои программы; за счет ориентации на интерактивные формы взаимодействия; за счет более широкого вовлечения семьи в музейные активности и т.п.
Заключение. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных форм начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Новые горизонты открываются благодаря технологическим достижениям в области коммуникации, совместного использования контента и культурным ожиданиям в отношении доступа, полномочий и персонализации. Началась новая эра, характеризующаяся новыми экономиками, основанными на различных методах совместного использования образовательных ресурсов. В этих условиях усилия государственных образовательных политик постепенно обращаются к неформальному и информальному образованию, лидером которого становятся музеи. Эта работа должна сегодня учитываться на государственном уровне.
Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целенаправленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.
Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.
Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.
Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.
Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.
Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.