Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Познавательное развитие

    Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников
    СДО - 2022. - №6 с. 42–53
    Белова Е.С. , Шумакова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1292

    Актуальность и цель исследования. Изучение влияния цифровых технологий на развитие детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений современной психологии. Цифровые устройства становятся частью микросреды развития маленького ребенка с первых лет жизни. Однако их воздействие на дошкольника, сопряженное, с одной стороны, с открытием новых возможностей, а с другой стороны, с появлением рисков и трудностей, является большим вызовом для родителей, педагогов, психологов. В связи с этим проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей использования цифровых устройств (планшет / компьютер) как компонентов семейной образовательной микросреды и изучение влияния их на интеллектуальное развитие старших дошкольников.

    Выборка. 200 дошкольников в возрасте 6–7 лет, их родители (преимущественно матери). Дети с родителями проживали в Москве.

    Методы. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС (Е.И.Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина); экспертная оценка интеллектуальной и творческой активности, творче­ского мышления дошкольников в специально разработанном игровом занятии; опрос родителей об использовании дома планшета / компьютера для развития ребенка (частота, время, программы / игры); методы качественного и количественного анализа (статистический пакет SPSS Statistics 22).

    Результаты. Выявлено, что в семьях большинства дошкольников (96%) цифровые устройства (планшет/компьютер) используются для их развития, но интенсивность (время) использования была различной: 20–30 минут для почти половины старших дошкольников и 30–60 минут для чуть меньшего числа детей; но для отдельных дошкольников время превышало один час. Анализ количества взаимодействий детей с цифровыми устройствами (как частью семейной образовательной среды) на протяжении недели показал, что значительная часть детей разделилась на две примерно равные группы (около 40% в каждой): частота использования планшета / компьютера в первой группе составляла 1–2 раза в неделю, во второй – 3–4 раза в неделю. Дошкольников, которые пользовались планшетом / компьютером 5–7 раз в неделю, было значимо меньше – примерно пятая часть. Среди компьютерных программ / игр, используемых в домашних условиях для развития старших дошкольников, наиболее востребованными оказались те, которые развивают логическое мышление: их используют три четверти детей. Около 50 процентов детей осваивают программы / игры, развивающие память, навыки счета, чтения. Сравнение интеллектуальных показателей детей с учетом частоты использования цифровых устройств показало: у дошкольников, проводящих за планшетом / компьютером 1–2 раза в неделю, выше уровень развития интеллектуальных способностей, чем у сверстников, использующих данное цифровое средство чаще.

    Заключение. Особенности использования дошкольниками планшета / компьютера как компонента семейной образовательной микросреды могут обусловливать вариативность показателей интеллектуального развития детей. Эти особенности необходимо учитывать при разработке рекомендаций родителям по вопросам цифровизации семейной микросреды. 

    Ключевые слова: цифровые устройства старший дошкольный возраст познавательное развитие дошкольники семейная микросреда родители
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53
    Гонсалес-Морено К.Х., Cоловьева Ю., Кинтанар-Рохас Л. Оценка творческого воображения в школьном возрасте
    СДО - 2024. - №1 с. 67-80
    Гонсалес-Морено К.Х. , Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    872

    Творческое воображение у детей школьного возраста изучалось на материализованном, сенсорно-перцептивном и вербальном уровнях. В исследовании приняли участие пятьдесят детей из частной школы в городе Пуэбла-де-Сарагоса, Мексика. Методика оценки применялась интерактивно в рамках концепции зоны ближайшего развития, которая предполагает участие педагога и использование различных видов поддержки: диалогической беседы, повторения инструкций и наводящих вопросов. Результаты показывают, что дети легче справляются с материализованными и сенсорно-перцептивными заданиями, чем с вербальными. Эти результаты обсуждаются с точки зрения возможных перспектив для развития творческого воображения в школьном возрасте.

    Ключевые слова: воображение акт творчества детское образование психология развития
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-67-80
    Киричек К.А. Формирование представлений о площади у дошкольников
    СДО - 2018. - №2 с. 14–21
    Киричек К.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    4907

    Введение. Авторы доказывают необходимость владения педагогами дошкольного образования методикой формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о площади, ее измерении и сравнении площадей предметов. Проведен анализ примерных основных программах дошкольного образования и научно-педагогической литературы, который показал отсутствие методических источников по формированию представлений о площади у дошкольников, поэтому автором статьи предпринята попытка разработать и описать соответствующую методику.

    Методы. В разделе описываются четыре этапа ознакомления детей дошкольного возраста с площадью: 1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения; 2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок; 3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки; 4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр). На каждом этапе рассмотрены особенности введения нового материала, приведены примеры заданий и упражнений. Описаны условия эффективного формирования представлений о площади предметов у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты положительные аспекты развития дошкольников при ознакомлении с математическим понятием «площадь».

    Выводы. Авторы отмечают, что разработанная методика успешно применяется воспитателями старших и подготовительных к школе групп в детских садах комбинированного вида №№22 и 54 г. Ставрополя. Показано, что выполнение дошкольниками соответствующих тематических заданий и упражнений способствует развитию у них сенсорных способностей, логического мышления, связной речи, внимания, памяти, что благоприятно повлияет на дальнейшее обучение в начальной школе и будет полезно в практической деятельности.

    Ключевые слова: математика величина площадь измерение дошкольник
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00006
    Кузнецова Ю.М. Познавательное развитие в процессе экологического воспитания как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2017. - №3 с. 24–31
    Кузнецова Ю.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    2836
    В статье рассматривается проблема познавательного развития в процессе экологического воспитания как средства социализации детей старшего дошкольного возраста. Описан современный педагогический подход к пониманию процесса социализации детской личности, и обоснована необходимость осуществления данного процесса на каждом этапе возрастного развития человека. Сквозь призму культурно-исторической теории Л.С. Выготского подробно описаны развивающие возможности системы экологического воспитания в познавательном и социальном развитии старших дошкольников. Описаны конкретные, вписывающиеся в рамки традиционной возрастной технологии программы «Юный эколог», формы работы с дошкольниками по овладению ими знаково-символической и исследовательской деятельностью. Обозначены возможности включения потенциала семьи в процесс познавательного и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
    Ключевые слова: познавательное развитие дошкольников экологическое воспитание дошкольников социализация детей дошкольного возраста
    Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей
    СДО - 2024. - №4 с. 70-80
    Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    584

    Актуальность. Процесс интеллектуального развития в онтогенезе и способы его оценки изучались многими выдающимися психологами: Ж. Пиаже (1973), А. Валлоном (1942), А.В. Запорожцем (1986), П.Я. Гальпериным (1998). Однако только небольшое количество работ рассматривают зону ближайшего развития (Выготский, 1983) при оценке интеллектуального развития детей. Настоящее исследование является попыткой разработки и применения процедуры, учитывающей зону ближайшего развития (ЗБР), при исследовании детей, живущих в разных социальных и экономических условиях.

    Цель. Исследование показывает, как понятие зоны ближайшего развития может быть использовано при диагностике интеллектуального развития детей по этапам конкретных действий, конкретных образов и словесно-логического мышления. Оценка основана на формировании постепенной ориентировки путем оказания помощи ребенку в выполнении нового задания.

    Выборка. Исследование проводилось в Мексике. Было отобрано 1120 школьников обоих полов из разных слоев населения (село, пригород, более и менее обеспеченные жители города). Возраст детей составлял от 6 до 12 лет. Каждая социально-экономическая группа состояла из 280 детей: по 20 детей из каждого школьного класса (10 девочек и 10 мальчиков). Школьные классы включают последний класс детского сада и 6 классов начальной школы в соответствии с образовательной системой Мексики.

    Методы. Была разработана «Схема оценки интеллектуального развития», которая применялась ко всем детям. Схема представляет собой оценку зоны ближайшего развития как плана выполнения экспериментального задания (словесного, образного или действенного) после предъявления ориентировочной основы действия (Гальперин, 1976; Талызина, 1984; Карпов, 1983; Талызина, Карпов, 1987). Схема состоит из двух заданий, которые предъявляются в разных планах интеллектуального развития: словесном, образном или действенном.

    Результаты. Сначала проверялась возможность выполнения задания без посторонней помощи. Результаты показали невозможность выполнения первоначального задания: 82% в сельской группе; 74,64% в группе пригорода; 64,64% в группе города с низким уровнем жизни и 71,42% в группе обеспеченных жителей города для первого задания и 65,35% в сельской группе; 62,50% в группе пригорода; 52,85% для группы с низким уровнем жизни в городе и 46,42% для группы с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Дисперсионный анализ выявил существенные различия между группами. Однако после предоставления ориентировочной основы действия большинство детей, не справившихся с первоначальным заданием, смогли решить его на разных уровнях. Выполнение на вербальном уровне было очень высоким: 62,17% в сельской группе; 61,27% в группе пригорода; 75,30% в группе с низким уровнем жизни в городе и 77,95% в группе с высоким уровнем жизни в городе для первого задания и 48,00% в сельской группе; 56,80% в группе пригорода; 59,58% в группе с низким уровнем жизни в городе и 66,14% в группе с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Существенные различия были обнаружены только для уровней помощи взрослого во время представления ориентировочной основы действия.

    Выводы. Эти результаты показывают способность детей из всех групп работать в ЗБР и решать задачу после предварительной выработки ориентировочной основы. Согласно нашему исследованию, дети способны достигать вербального уровня, что свидетельствует о наличии широкой зоны ближайшего развития. Обсуждение ведется на основе работы о зоне ближайшего развития (Выготский, 1991) и об ориентировочной основе действия, задаваемой взрослым (Гальперин, 1996; Талызина, 2000) при формировании интеллектуальной деятельности у дошкольников и школьников разных социально-экономических групп.

    Ключевые слова: зона ближайшего развития диагностика интеллектуальное развитие мексиканские дети
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80
    Фатихова Л.Ф. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о массе предмета
    СДО - 2018. - №2 с. 22–32
    Фатихова Л.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    2528
    В статье дается обзор методики развития элементарных математических представлений в дошкольной педагогике и в специальной дошкольной педагогике, такого раздела методики, как формирование восприятия массы. Описана история включения учеными-методистами в дошкольное образование задачи по формированию у детей такого измерительного умения, как ориентировка в массе предмета. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о физической массе предмета – одна из наиболее сложных задач коррекционно-педагогической работы. Теоретический обзор позволил выяснить недостаточную разработанность этого раздела в методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Раскрывается содержание основанной на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина методики коррекционно-педагогической работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) такого математического действия, как ориентировка в массе предметов. Методика предполагает восемь этапов, на каждом из которых используется свой комплекс методов и приемов обучения и набор демонстрационного и раздаточного материала. Предлагаются фрагменты занятий по формированию действия ориентировки у дошкольников с нарушением интеллекта в массе предметов на каждом этапе обучения. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Внедрение методики в коррекционно-образовательный процесс специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений г. Уфа показало ее эффективность.
    Ключевые слова: ориентировка в массе предметов дошкольники с нарушением интеллекта формирование элементарных математических представлений этапы коррекционно-педагогической работы
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00007
    Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования
    СДО - 2018. - №8 с. 26–37
    Иванова В.В. , Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    2172

    Цель исследования: выявить возможности формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования.

    Введение. На основании классических и современных исследований представлено теоретическое обоснование актуальности проблемы формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей и возможности применения социального экспериментирования.

    Методы. Для изучения особенностей и педагогических условий развития познавательных интересов у детей использовались: методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка»; наблюдение за образовательной деятельностью; анализ календарных планов и анкетирование воспитателей. На формирующем этапе была апробирована серия образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование детей, оценка эффективности проводилась в ходе контрольной диагностики с применением U-критерия Манна-Уитни. В исследовании приняли участие 40 детей 5–6,5 лет (18 девочек и 22 мальчика).

    Результаты. Данные контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике показателей познавательного интереса к социальным явлениям у детей экспериментальной группы (ЭГ). Различия между показателями познавательных интересов в ЭГ на констатирующем и контрольном этапах статистически значимы.

    Вывод. Организация социального экспериментирования способствует формированию у детей 5–6 лет познавательного интереса к социальным явлениям, расширению коммуникативных навыков, преодолению эгоцентризма, повышению активности, более безопасно, чем спонтанное социальное экспериментирование дошкольников.

    Ключевые слова: познавательный интерес социальные явления социальное экспериментирование дети дошкольного возраста
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10033
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью