Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных учреждениях

    Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения
    СДО - 2020. - №6 с. 32–46
    Алиева Д.А. , Абдулаева Е.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1722

    Актуальность. Статья посвящена исследованию актуального состояния свободной игры старших дошкольников и ресурсов ее развития путем недирективного педагогического сопровождения. Несмотря на внедрение ФГОС и большое внимание, которое уделяется теме игры во всем мире, состояние детской игры вызывает тревогу. Это подтвердил констатирующий этап нашего исследования, которое показало ее чрезвычайно низкий уровень у 86% детей.

    Цель исследования состояла в том, чтобы выделить и проанализировать ключевые показатели свободной сюжетной игры и выявить влияние регулярных игровых встреч с недирективным педагогическим сопровождением на ее развитие.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 37 старших дошкольников в возрасте 5,8–6,5 лет. Методический аппарат исследования составила модифицированная диагностика Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, которая была адаптирована к его специфике. Посредством невключенного наблюдения и тщательной фиксации данных были получены и описаны особенности игры по таким параметрам, как предметно-пространственный и содержательный компонент, игровое и организующее взаимодействие. Обследованная группа детей была разделена на две части: экспериментальную и контрольную группы. Формирующий эксперимент с участием 19 детей проводился в течение двух месяцев и был посвящен изучению возможностей развития игры путем ее недирективного сопровождения. Дети экспериментальной группы приходили один раз в неделю на 45-минутные игровые встречи с недирективным сопровождением, которые проводились в отдельном помещении детского сада с использованием полифункционального материала и отсутствием традиционных игрушек. Дети контрольной группы продолжали вести привычный образ жизни и эпизодически приходили играть, но без специального игрового сопровождения. В статье описаны принципы педагогического сопровождения, применение которых позволило изменить особенности включения детей в игру и констатировать развитие разных показателей игры.

    Результаты исследования. Анализ данных показал статистически значимые различия в качестве игры детей экспериментальной группы и отсутствие таковых в контрольной группе. Большее развитие получили организующее игру взаимодействие детей и предметно-пространственный компонент игры. Игровое взаимодействие и содержательный компонент игры в результате игровых встреч изменились не столь сильно.

    Вывод. Использование неоформленных материалов дало много импульсов как игре, так и конструированию, продуктивной деятельности для обеспечения детьми игровых потребностей. Возросла игровая инициатива детей, изменились способы решения конфликтов. Полученные результаты и описанные подходы могут служить практическим материалом для педагогов, желающих развиваться в данном направлении.

    Ключевые слова: свободная игра сюжетная игра недирективное сопровождение организация игры игровые компетенции личностное развитие
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10088
    Атилес Д.Т., Альмодовар М., Чаварриа Варгас А., Диас М.Х.А., Суньига Леон И.М. Международные меры реагирования на COVID-19: проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в области раннего детства
    СДО - 2022. - №2 с. 70–79
    Суньига Леон Ирма М. , Диас Мария Х.А. , Атилес Джулия Т. , Альмодовар М. , Чаварриа Варгас А.
    ПОДРОБНЕЕ
    950
    Пандемия COVID-19 вызвала беспрецедентный мировой кризис. В марте 2020 года из-за закрытия большинства частных и государственных образовательных учреждений специалистам по дошкольному образованию пришлось оперативно реагировать на новые вызовы и адаптироваться к работе в условиях социального дистанцирования, новых протоколов здоровья и гигиены и перехода к онлайн-образованию. В качестве альтернативы привычному образовательному процессу педагоги стали использовать формат дистанционного образования, однако семьям, с которыми они работали, довольно часто не хватало технологических ресурсов для онлайн-обучения. В настоящем исследовании рассматривается, как педагоги дошкольного образования в США и ряде стран Латинской Америки справляются с проблемами, связанными с COVID-19. Исследование четко отражает актуальность проблем, которые приходится решать педагогам детей младшего возраста, такие как недостаточная подготовка педагогов к формату дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей младшего возраста, а также необходимость по-другому работать с родителями. Подготовка и повышение квалификации педагогов должны включать знания, навыки и умения, необходимые для успешного переосмысления и освоения формата дистанционного обучения.
    Ключевые слова: дистанционное образование COVID-19 разрыв в образовании воспитатели дошкольного образования неравенство
    Баландин Д.Л., Комарова И.И., Смирнова И.Н. Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы)
    СДО - 2022. - №2 с. 40–51
    Баландин Д.Л. , Смирнова И.Н. , Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1686

    Актуальность. В современном мире в результате бурного развития медицины и возможностей выхаживания детей резко увеличивается количество детей с особыми потребностями в развитии. Это приводит к росту инвалидности, особенно в тех случаях, когда не удается выявить отклонения в развитии в раннем возрасте и начать принимать меры. Этому способствует модель медицинского обслуживания, при которой врач имеет ограниченное время для наблюдения за ребенком. Поэтому в работе с детьми младшего возраста возникает проблема невыявленности отклонений в развитии. С другой стороны, даже при выявлении детей, нуждающихся в создании особых условий, есть проблема недоступности развивающих и образовательных услуг детям с ОВЗ раннего возраста (от рождения до 3-х лет); отсутствие условий для формирования инклюзивной среды в ДОО: большая наполняемость групп (до 30 человек), отсутствие специалистов в ДОО, отсутствие сетевых механизмов взаимодей­ствия с территориальной системой ранней помощи, большое многообразие образовательных кейсов и др., при отсутствии оценки качества этих ресурсов.

    Цель. Разработка автоматизированной системы «Мир ребенка», направленной на раннее выявление отклонений в развитии путем педагогического, родительского и медицинского мониторинга.

    Описание хода исследования. Мониторинг строился на наблюдении педагогов за поведением детей в яслях и детских садах и фиксации в системе результатов наблюдений педагога за детьми. Помимо педагогов за детьми ведут наблюдение медики и родители. Самообучающаяся система корректирует оценки в зависимости от увеличения количества участников системы. На основании полученных в системе данных организуется психолого-педагогическая комиссия в детском саду. В случае необходимости родителям рекомендуют обратиться в ПМПК. Здесь происходит верификация нарушений и делаются рекомендации условий образования ребенка. В детском саду разрабатывается адаптированная программа, наблюдения продолжаются, и ведется их фиксация. Корректировка системы осуществляется не чаще, чем один раз в полгода.

    Результаты. Проект был поддержан Агентством стратегических инициатив, принят как образцовая практика и обсуждался на заседании экспертов АСИ. В декабре 2021 года проект был также представлен на совещании «Цифровая трансформация в дошкольном воспитании» в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В настоящее время проект проходит апробацию. Параллельно идет обучение системы искусственного интеллекта.

    Заключение. В результате реализации проекта: разработана Информационная система с гораздо большим функционалом, чем предполагалось, включающая не только педагогический мониторинг, но и медицинский; проведено обучение педагогов трех регионов (г. Клин, Московская область; г. Омск; г. Казань, Республика Татарстан) в пяти учебных комплексах. Проведено обучение педиатров и сестер в пяти медицинских учреждениях. Проведено обучение родителей, чьи дети участвуют в апробации.

    Ключевые слова: дошкольное образование индивидуальное развитие ребенка мониторинг цифровая трансформация информационная система медицинское обслуживание
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51
    Психорегуляция полимодального восприятия старших дошкольников с разными характеристиками речи
    СДО - 2025. - №3 с. 14-25
    Мурашова И.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    79

    Актуальность. В современном инклюзивном образовании приобретает особую важность необходимость поиска возможностей сохранения и укрепления когнитивного здоровья детей, имеющих разное состояние речевого развития. Особое внимание уделено детям с речевыми недостатками, не попадающим под категорию ограниченных возможностей здоровья, но испытывающим трудности в восприятии информации и усвоении программ. Полимодальное восприятие, являясь базовой когнитивной функцией, тесно связано с речью и психическим развитием ребенка. Важно отметить, что старший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для коррекции этих процессов благодаря нейропластичности мозга. Именно поэтому разработка профилактико-реабилитационных мероприятий, направленных на усиление межанализаторных связей и интеграции сенсорных модальностей, становится важным направлением повышения качества образования и логопедической помощи.

    Цель. Изучение функционального состояния полимодального восприятия и возможностей его психорегуляции в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной среде.

    Выборка. В исследовании приняли участие 349 детей 6–7 лет из детских садов Иркутской области с нормальным и нарушенным развитием речи.

    Методы. Для исследования речи и составления характеристик речевого развития испытуемых использовалась методика, составленная на основе методических рекомендаций О.Б. Иншаковой (Иншакова, 2022). Применялась диагностика полимодального восприятия И.Ю. Мурашовой (Мурашова, 2018), выявляющая ведущую модальность и степень активности неведущих, функциональный индивидуальный профиль полимодального восприятия детей: гармоничный (достаточное взаимодействие доминантной и субдоминантных модальностей в процессе восприятия, создающее полноценный полимодальный образ), дисгармонично-избирательный (с избирательной акцентуацией на доминантной модальности), дисгармонично-инертный (с застреванием на доминантной модальности).

    Результаты. В ходе исследования были изучены особенности полимодального восприятия у старших дошкольников с разными уровнями речевого развития в условиях инклюзивного образования. На констатирующем этапе выявлены дисгармонии в структуре восприятия, что послужило основой для формирующего эксперимента. Экспериментальное обучение было направлено на психорегуляцию восприятия через создание специальной информационной среды без изменения программного содержания. Сущность создания информационной образовательной среды состояла в том, что на занятиях вместо традиционных вербальных методов использовались мономодальный и мультисенсорный методы подачи информации. Результаты контрольного этапа показали, что без целенаправленного воздействия компенсация нарушений происходит слабо. Вместе с тем доказана высокая эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление когнитивного здоровья детей через усиление интегративной активности сенсорных модальностей.

    Выводы. Получены данные о целостной структуре полимодального восприятия детей 6–7 лет как в норме, так и в условиях патогенеза речевого развития. Разработанные подходы способствуют более успешному освоению образовательных программ и повышают результативность логопедической помощи. Исследование имеет важную практическую значимость, поскольку предложенные методы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для поддержки детей с особенностями речевого развития.

    Ключевые слова: инклюзивное образование полимодальное восприятие когнитивное здоровье речевое развитие дошкольный возраст информационно-образовательная среда
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-3129-14-25
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью