Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Архитектура ДОО и пространство детства

    Индия. Детский сад для маленьких исследователей
    СДО - 2016. - №2 с. 62–63
    ПОДРОБНЕЕ
    3431
    В столице Индии Нью-Дели находится замечательный детский сад. Его дизайн отражает важность веселья и игр в дошкольном воспитательном процессе. Также он призван всецело стимулировать детскую любознательность. А специальные навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.
    Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
    СДО - 2020. - №2 с. 14–27
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1704
    Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.
    Ключевые слова: архитектура детского сада образовательное пространство дизайн детского сада типовые проекты дошкольных учреждений
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065
    Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
    СДО - 2020. - №1 с. 24–37
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    2215
    Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее, пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.
    Ключевые слова: архитектура детского сада образовательное пространство дизайн детского сада типовые проекты дошкольных учреждений
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062
    Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста
    СДО - 2021. - №1 с. 56–67
    Емельянова И.Е. , Батенова Ю.В. , Котлованова О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1368

    Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям.

    Цель исследования. Цель – проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель – формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ.

    Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную – 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года.

    Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент – это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением – готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации.

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста чрезвычайные ситуации террористического характера безопасное поведение сформированность представлений о безопасном поведении программа по антитеррористической безопасности
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10095
    Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю., Рябкова И.А., Шеина Е.Г., Соколова М.В., Абдулаева Е.А. Детское пространство в поездках: психолого-педагогический аспект
    СДО - 2021. - №2 с. 56–69
    Соколова М.В. , Смирнова С.Ю. , Рябкова И.А. , Матушкина Н.Ю. , Абдулаева Е.А. , Шеина Е.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    1346

    Актуальность (контекст) тематики статьи. Тенденция развития дружественности городской среды к детям привела к появлению игровых зон в местах, не предназначенных специально для детей: поликлиниках, кафе, торговых центрах и т.д. Организация таких мест требует изучения детского поведения и обращения к опыту использования игрового оборудования и материалов. В статье рассмотрено детское пространство на железнодорожных вокзалах города Москвы и в нескольких поездах.

    Цель исследования – выделить принципы организации игровой среды в поездках: на вокзалах, в аэропортах, в поездах.

    Описание хода исследования. На основе ранее разработанных критериев экспертизы игр и игрушек, а также оценки предметно-пространственной среды были проанализированы пространства и материалы для детей в поездках: игровые зоны на вокзалах, в поездах, аэропортах, игровые комплекты, предлагаемые в поездах. На основании полученных данных были предложены принципы организации пространства с учетом особых условий в поездках (большое количество людей, движение, нахождение детей разного возраста и другие особенности).

    Результаты исследования. Изучение игровых площадок на вокзалах показало их слабую приспособленность к возрастным особенностям: площадки представляют собой кальку типовых уличных площадок, включают одинаковое оборудование, рассчитанное на возраст от 2 до 5 лет, не дифференцированы на зоны активности. Детские пространства очень различаются в поездах. Обычно они более-менее приспособлены для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, при этом сюжетная игра и двигательная активность игнорируются. Игровые комплекты, которые предлагаются в поездах, однообразны, слабо дифференцированы по возрасту и требуют существенной переработки. Проведенный анализ позволил выделить 3 ключевых принципа организации детского пространства в поездках. Создавая детское пространство, необходимо учитывать особенности места (длительность пребывания, вместимость и проходимость места и др.). Также важно ориентироваться на особенности возраста и помнить о том, что взрослый является обязательным спутником ребенка в путешествиях.

    Заключение. Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.

    Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза детское пространство игровая среда предметно-пространственная среда принципы организации детского пространства развивающая среда дружественная к детям среда
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10099
    Москва. Детский сад – городок
    СДО - 2017. - №2 с. 56–59
    ПОДРОБНЕЕ
    1726
    В Москве, в Малом Полуярославском переулке, недалеко от метро «Курская», построен детский сад по проекту бюро Асадова – прекрасный пример нестандартного подхода к архитектуре дошкольных учреждений в столице.
    Норвегия. Детский сад-трансформер
    СДО - 2017. - №1 с. 50–51
    ПОДРОБНЕЕ
    2212
    В норвежском городе Тромсё архитектурное бюро 70°N arkitektur выиграло тендер на строительство оригинального детского сада. Архитекторы задумали многофункциональное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно. 
    Франция. Разноцветный детский сад
    СДО - 2017. - №3 с. 46–47
    ПОДРОБНЕЕ
    1703
    Архитектурная студия Palatre et Leclere Architectes спроектировала детский сад Ecole Maternelle Pajol, расположенный в Париже и окрашенный во все цвета радуги. Архитекторы и дизайнеры постарались собрать множество идей и вещей, от которых малыши приходят в неописуемый восторг.
    Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Логинова Л.В., Холодова О.Л. Образовательный потенциал современных городских детских площадок: экспертиза и перспективы развития
    СДО - 2018. - №6 с. 28–42
    Крашенинников-Хайт Е.Е. , Логинова Л.В. , Холодова О.Л. , Ле-ван Т.Н. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    3290

    Введение. В статье анализируется образовательный потенциал детских площадок в городе. Отмечается, что данные психолого-педагогических исследований вскрывают проблему несоответствия количества и качества прогулочных игровых пространств потребностям детей. Авторы провели наблюдение за дет­скими площадками в разных районах Москвы с целью выяснить объективную ситуацию в городском пространстве с позиции условий для гармоничного развития и спонтанного образования детей разных возрастов на свежем воздухе (насколько имеющиеся городские детские площадки соответствуют потребностям детей и возможно ли образование на прогулке).

    Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. Сбор материала на основном этапе проводился методом невключенного структурированного наблюдения с элементами опроса, осуществлявшегося на 24 общественных детских площадках Москвы. В опросе приняли участие 417 взрослых. Чтобы определить, используются ли детские площадки в качестве ресурса для разновозрастного общения и в какой мере, был проведен анализ оборудования и детской активности.

    Анализ и результаты исследования. Дается характеристика исследованных детских площадок, включающая такие параметры, как расположение, время наблюдения, возраст и количество посетителей, особенности оборудования и его организации, особенности зонирования и инфраструктуры, типы покрытия, индивидуальная и групповая активность детей и взрослых. Наблюдение показало, что на большинстве дворовых и на всех парковых площадках одновременно гуляют дети трех разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Выяснилось, что на подавляющем большинстве дворовых (76,9%) и почти половине парковых (45,5%) площадок зоны для разных возрастов были отделены, что во многом отвечает запросам родителей. Качественный анализ показал, что оборудование парковых площадок более разнообразно, в то время как на половине дворовых площадок (53,8%) можно увидеть однотипный набор оборудования. Авторы акцентируют внимание, что как на дворовых, так и на парковых площадках акцент смещен в сторону физической активности, при этом большинство оборудования однотипное и закрытого типа, недостаточно оборудования для детского экспериментирования, оборудование недостаточно способствует сюжетной игре. Изучение особенностей инфраструктуры площадок обоих типов показало, что площадка рассматривается как только детское пространство, в котором не учитываются интересы и потребности взрослых, приходящих на площадку вместе с детьми.

    Перспективы использования результатов исследования. Проведенное исследование указывает на необходимость создания дополнительных условий для поддержки и развития детской игры, усиления образовательного потенциала детских площадок. Среди предложенных авторами мер – внедрение концепции повышения образовательного потенциала детских площадок и создание общегородского цифрового ресурса с картой и психолого-педагогическими характеристиками детских прогулочных зон. Важное значение уделяется просветительской работе с семьями детей, что будет способствовать повышению компетентности и ответственности родителей в сфере организации образования и развития детей на свежем воздухе.

    Ключевые слова: детская площадка образование на прогулке ранний возраст дошкольный возраст младший школьный возраст компетентность родителей
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10022
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью