Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Дети с ОВЗ

    Архипова Е.Ф. Ребенок с синдромом Дауна в инклюзивной группе ДОО
    СДО - 2017. - №6 с. 22–27
    Архипова Е.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    2376
    В статье рассматриваются особенности детей с синдромом Дауна. Приводятся основные факторы, влияющие на рождение детей с этим заболеванием. Даются исторические сведения и данные исследований по структуре нарушений при синдроме Дауна. Объясняется механизм возникновения самого распространенного речевого нарушения у таких детей, которым является дизартрия. Рассматривается порядок прохождения ребенком психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), возможность обучения в ДОО по адаптированной программе. Приводятся рекомендации педагогам ДОО для включения ребенка в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования. Автором подробно освещены разделы по организации коррекционной работы в компенсирующей группе или комбинированной (инклюзивной) группе. Перечисляются практические мероприятия для педагога ДОО для работы с детьми. Анализируется методика Либби Кумин.
    Ключевые слова: синдром Дауна инклюзивное образование в ДОО родительские компетенции коррекционная педагогика
    Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?
    СДО - 2017. - №3 с. 36–45
    Архипова Е.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    2674
    В статье рассматривается проблема миофункциональных нарушений у дошкольников и последствия этих нарушений. Разбираются патологические симптомы развития детей, которые являются следствием ротового дыхания, привычного положения открытого рта и наличия вредных привычек. Показана корреляционная зависимость миофункциональных нарушений и состояния речевого развития детей. Дается научное обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической работе. Представлены технические характеристики трейнера «INFANT» и использование его в логопедической практике, как в процессе коррекции миофункциональных нарушений, так и с целью профилактики речевых нарушений. Указаны этапы и содержание логопедической работы с трейнером «INFANT». Представлены данные исследования и результаты применения технического средства трейнера «INFANT» в практике логопедической работы с детьми 3–4 лет.
    Ключевые слова: мнофункциональные нарушения артикуляционный аппарат типы дыхания
    Архипова Е.Ф., Абкович А.Я. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
    СДО - 2017. - №1 с. 34–39
    Архипова Е.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    4239
    В статье разбираются вопросы, касающиеся диагностики, определения структуры дефекта детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводятся характерологические данные этой категории детей. Уточняется, что при организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом, в общеобразовательную группу необходима организация постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР) и диктуется особыми (специальными) образовательными потребностями. В статье приводятся данные исследования, посвященного выявлению специальных условий инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Подчеркивается необходимость дифференцировать категорию детей с НОДА по трем группам для выбора образовательного маршрута. К первой группе относятся дети, которым может быть рекомендовано получение образования в условиях инклюзии. Ко второй группе относятся дети, которым необходимо рекомендовать получение дошкольного образования в группах компенсирующей направленности. К третьей группе можно отнести детей, которым рекомендуется получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. Также в статье приводятся общие особые образовательные потребности детей с двигательными нарушениями и частные особые образовательные потребности, характерные для определенных групп детей с НОДА. Частные особые образовательные потребности дифференцируются по трем уровням: минимальный, средний, максимальный.
    Ключевые слова: инклюзивное образование ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия ИПР – индивидуальная программа реабилитации НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата ДЦП – детский церебральный паралич
    Горелова М.А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования
    СДО - 2017. - №6 с. 78–79
    Горелова М.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2545
    Давыдова Н.И. Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
    СДО - 2018. - №3 с. 68–71
    Давыдова Н.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1507
    Ивлева А.Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    СДО - 2020. - №3 с. 60–69
    Ивлева А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    2015
    Данная статья посвящена исследованию роли и содержания системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Автором в ходе работы отмечено, что в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека ученые акцентируют внимание на важности влияния двигательного анализатора. Систематическое использование средств физической культуры позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные способности. Также в статье выделено, что физическое развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и коррекции детей с недостатками умственного развития. Основной целью физического воспитания детей данной категории автор считает коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, препятствующих успешному обучению
    и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации. В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР – обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.
    Ключевые слова: задержка психического развития дети дошкольного возраста физическое воспитание физическая культура двигательная активность
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10075
    Королева Е.М., Сергеева И.А., Токмачева И.В., Калинина Л.Н., Карандашева М.Ю., Серова О.Е., Кульпина Т.А., Попова Т.С., Кузнецова Ю.А. Формирование толерантного отношения к «особому» ребенку в ДОО
    СДО - 2018. - №4 с. 74–78
    Кузнецова Ю.А. , Попова Т.С. , Кульпина Т.А. , Серова О.Е. , Карандашева М.Ю. , Калинина Л.Н. , Токмачева И.В. , Сергеева И.А. , Королева Е.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    1827
    Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями
    СДО - 2017. - №2 с. 32–37
    Лубовский В.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    7131
    В статье характеризуется развитие системы специальных школ и детских садов в нашей стране в направлении углубления дифференциации в соответствии с важным принципом современной отечественной педагогики – достижение максимально возможной индивидуализации обучения. Развернувшаяся в последние годы интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательные учреждения общего назначения, особенно в форме инклюзии, прямо противоположна этому принципу педагогики и игнорирует закономерности психической деятельности детей с ограниченными возможностями (ОВ). Привлечение к реализации интеграции неспециалистов, проявляющих непонимание этих закономерностей, ведет к разрушению инклюзивного обучения детей с недостатками речи, которые, учась в обычной школе, получали логопедическую помощь на школьных логопедических пунктах. Приводятся данные о 35-летнем опыте внедрения интеграции в США и 30-летнем в Великобритании, об отсутствии в обеих странах единого мнения среди специалистов о целесообразности интеграции, особенно в форме инклюзии. Показано, что ребенок с ОВ в обычной школе лишается большей части тех средств и условий, которые обеспечивает специальное обучение, в то время как он, где бы ни учился, остается субъектом специального обучения. Констатировано отсутствие убедительных исследований, которые доказывали бы, что хоть одно из заявленных преимуществ инклюзии было достигнуто. Отмечено, что возрастающее внимание к адаптации учебных пособий убеждает в том, что основная идея инклюзии – обучение ребенка с ОВ в одном классе с нормально развивающимися детьми, по той же программе и тем же учителем – для большинства детей с ОВ несостоятельна.
    Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями (ОВ) специальные школы и специальные дет­ские сады специальное обучение дифференциация индивидуализация обучения интеграция инклюзия адаптация
    Почтарева В.В., Сидорович А.В. Принятие родителями и педагогами особенностей развития детей с ОВЗ
    СДО - 2017. - №5 с. 76–78
    Почтарева В.В. , Сидорович А.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2459
    Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра
    СДО - 2020. - №1 с. 54–65
    Силина О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1587

    «Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.

    Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий простран­ства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.

    Ключевые слова: детство расстройство аутистического спектра «границы Я» контроль регуляция защита психологических границ
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064
    Фатихова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями
    СДО - 2021. - №3 с. 60–71
    Фатихова Л.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1725

    Актуальность (контекст) тематики статьи. Анализ источников свидетельствует о влиянии теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина на развитие как теории, так и практики образования, начиная от дошкольного образования, заканчивая послешкольным. Ее актуализация прослеживается как на уровне фундаментальных исследований общепсихологических механизмов познавательных процессов, так и на уровне разработки образовательных технологий. Нашла применение гальперинская теория и в процессе разработки методик коррекционно-образовательной работы в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Цель исследования – обосновать актуальность применения теории поэтапного формирования умст­венных действий П.Я. Гальперина при разработке методики коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

    Описание хода исследования. Раскрыта общая схема поэтапного формирования познавательной деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. На примере предметных действий отнесения предмета к эталону формы и прямого количественного счета представлена авторская методика формирования познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями, используемая в процессе подготовки к обучению в школе. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и показывает перспективы ее последующего использования при реализации задач дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями.

    Результаты исследования. Изучение уровня усвоения перцептивного умения относить свойства предмета к заданным эталонам и умения производить прямой количественный счет в условиях использования методики поэтапного формирования умственных действий, построенной по теории П.Я. Гальперина, показало, что несмотря на усложнение задания на каждом из этапов обучения усвоение умственного действия показывает положительный эффект, что проявляется в способности дошкольников с нарушением интеллекта выполнять действие с меньшей дозой помощи взрослого и их готовности перейти на более высокий, по П.Я. Гальперину, этап «свернутости» действия. Выделенная поэтапность в усвоении этих умственных действий (а именно, переход от формирования ориентировки в задании к обучению практическому умственному действию в материальной, а затем в материализованной форме, далее – к формированию умения оперировать наблюдаемыми объектами без использования моторных действий, и в итоге – к последующему планированию будущего действия) показала свою эффективность при коррекционном формировании и других умст­венных действий – моделирования предметных фигур, упорядочивания предметов по величине, их сравнения и группировки по качественным признакам и др.

    Заключение. Методика формирования интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями, построенная по принципу поэтапного формирования умственных действий, может получить более широкое применение в коррекционно-развивающей и образовательной работе, выйти за пределы собственно познавательного развития и использоваться в других образовательных областях дошкольного образования этой группы детей.

    Ключевые слова: теория формирования умственных действий Гальперина ориентировка в задании коррекционная методика дошкольники с интеллектуальными нарушениями общеинтеллектуальные умения предметные умения
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-60-71
    Фатихова Л.Ф. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о массе предмета
    СДО - 2018. - №2 с. 22–32
    Фатихова Л.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    2419
    В статье дается обзор методики развития элементарных математических представлений в дошкольной педагогике и в специальной дошкольной педагогике, такого раздела методики, как формирование восприятия массы. Описана история включения учеными-методистами в дошкольное образование задачи по формированию у детей такого измерительного умения, как ориентировка в массе предмета. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о физической массе предмета – одна из наиболее сложных задач коррекционно-педагогической работы. Теоретический обзор позволил выяснить недостаточную разработанность этого раздела в методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Раскрывается содержание основанной на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина методики коррекционно-педагогической работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) такого математического действия, как ориентировка в массе предметов. Методика предполагает восемь этапов, на каждом из которых используется свой комплекс методов и приемов обучения и набор демонстрационного и раздаточного материала. Предлагаются фрагменты занятий по формированию действия ориентировки у дошкольников с нарушением интеллекта в массе предметов на каждом этапе обучения. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Внедрение методики в коррекционно-образовательный процесс специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений г. Уфа показало ее эффективность.
    Ключевые слова: ориентировка в массе предметов дошкольники с нарушением интеллекта формирование элементарных математических представлений этапы коррекционно-педагогической работы
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00007
    Федорцева М.Б., Литвинова Ю.А., Кречетова Н.М., Фрезе Н.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с ООП
    СДО - 2017. - №3 с. 18–23
    Федорцева М.Б. , Литвинова Ю.А. , Кречетова Н.М. , Фрезе Н.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2232
    В статье приводится позитивный опыт деятельности дошкольного образовательного учреждения для воспитанников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата по социальной адаптации детей со сложными сочетанными дефектами развития, развитию партнерских отношений с семьей, формированию инклюзивной компетентности родителей. Последовательно рассматриваются возникающие проблемы, предлагаются варианты организации взаимодействия современной семьи с ребенком-дошкольником и педагогических работников дошкольной организации. Значительное внимание уделяется понятиям «социальные практики» и «социальные пробы», как вариантам социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная статья поможет педагогам осмыслить проблемы, возникающие при организации инклюзивного образования, и предложит возможные пути их решения. Пособие адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических вузов, слушателям системы повышения квалификации.
    Ключевые слова: социальная адаптация инклюзивная компетентность инклюзивное образование социальные практики социальные пробы
    Шевелева Д.Е. Дошкольное образование для детей с ДЦП: современные взгляды и содержание в разных странах
    СДО - 2021. - №2 с. 45–55
    Шевелева Д.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1472

    Статья имеет теоретический характер и обобщает научные положения и результаты исследований других авторов. Приведены теоретические положения и программный документ, которыми обосновывается содержание и направляется развитие специального дошкольного образования.

    Актуальность статьи состоит в анализе современного дошкольного образования для детей с ДЦП. В статье описываются психические и физические особенности детей с ДЦП дошкольного возраста, которые указывают на особые образовательные потребности и необходимость специальной коррекционно-развивающей работы. Приводятся положения о психодиагностике детей с ДЦП; показаны принципы для составления индивидуального образовательного маршрута. На основе материалов российских исследований и рекомендаций приведены варианты образовательных программ, которые предписаны детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной тяжести.

    Также статья содержит материал по организации дошкольного образования для детей с ДЦП за рубежом. На примере польского дошкольного образования показан подход, включающий общие и специальные технологии и направления занятий с детьми. На базе положения об образовании в США показаны организационно-педагогические условия в отношении дошкольников с ДЦП (ОВЗ); автор статьи рассматривает индивидуальные образовательные планы, которыми регулируются воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями. В статье приводится североамериканское исследование, в котором выявлена корреляция между мобильностью детей и их социализацией. Представлены результаты этого исследования и практические рекомендации: общая социальная активность ребенка в группе зависит от его двигательных возможностей и развития интеракции (как навыков общения и взаимодействия с другими детьми).

    В заключении на основании сравнительного анализа показана близость научных позиций России и зарубежья относительно содержания дошкольного образования для детей с ДЦП. Обоснована роль дошкольных учреждений в развитии и социализации детей с ДЦП. Научная новизна статьи – выявление комплекса организационно-педагогических условий, сопоставление и компаративистское исследование дошкольного образования для детей с ДЦП в России и других странах.

    Ключевые слова: дошкольное образование дети с ДЦП психофизические особенности развитие и коррекция образовательные программы социализация мобильность
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10098
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью