Дети с ОВЗ
и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации. В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР – обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.
«Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.
Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий пространства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Анализ источников свидетельствует о влиянии теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина на развитие как теории, так и практики образования, начиная от дошкольного образования, заканчивая послешкольным. Ее актуализация прослеживается как на уровне фундаментальных исследований общепсихологических механизмов познавательных процессов, так и на уровне разработки образовательных технологий. Нашла применение гальперинская теория и в процессе разработки методик коррекционно-образовательной работы в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – обосновать актуальность применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при разработке методики коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Описание хода исследования. Раскрыта общая схема поэтапного формирования познавательной деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. На примере предметных действий отнесения предмета к эталону формы и прямого количественного счета представлена авторская методика формирования познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями, используемая в процессе подготовки к обучению в школе. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и показывает перспективы ее последующего использования при реализации задач дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования. Изучение уровня усвоения перцептивного умения относить свойства предмета к заданным эталонам и умения производить прямой количественный счет в условиях использования методики поэтапного формирования умственных действий, построенной по теории П.Я. Гальперина, показало, что несмотря на усложнение задания на каждом из этапов обучения усвоение умственного действия показывает положительный эффект, что проявляется в способности дошкольников с нарушением интеллекта выполнять действие с меньшей дозой помощи взрослого и их готовности перейти на более высокий, по П.Я. Гальперину, этап «свернутости» действия. Выделенная поэтапность в усвоении этих умственных действий (а именно, переход от формирования ориентировки в задании к обучению практическому умственному действию в материальной, а затем в материализованной форме, далее – к формированию умения оперировать наблюдаемыми объектами без использования моторных действий, и в итоге – к последующему планированию будущего действия) показала свою эффективность при коррекционном формировании и других умственных действий – моделирования предметных фигур, упорядочивания предметов по величине, их сравнения и группировки по качественным признакам и др.
Заключение. Методика формирования интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями, построенная по принципу поэтапного формирования умственных действий, может получить более широкое применение в коррекционно-развивающей и образовательной работе, выйти за пределы собственно познавательного развития и использоваться в других образовательных областях дошкольного образования этой группы детей.
Статья имеет теоретический характер и обобщает научные положения и результаты исследований других авторов. Приведены теоретические положения и программный документ, которыми обосновывается содержание и направляется развитие специального дошкольного образования.
Актуальность статьи состоит в анализе современного дошкольного образования для детей с ДЦП. В статье описываются психические и физические особенности детей с ДЦП дошкольного возраста, которые указывают на особые образовательные потребности и необходимость специальной коррекционно-развивающей работы. Приводятся положения о психодиагностике детей с ДЦП; показаны принципы для составления индивидуального образовательного маршрута. На основе материалов российских исследований и рекомендаций приведены варианты образовательных программ, которые предписаны детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной тяжести.
Также статья содержит материал по организации дошкольного образования для детей с ДЦП за рубежом. На примере польского дошкольного образования показан подход, включающий общие и специальные технологии и направления занятий с детьми. На базе положения об образовании в США показаны организационно-педагогические условия в отношении дошкольников с ДЦП (ОВЗ); автор статьи рассматривает индивидуальные образовательные планы, которыми регулируются воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями. В статье приводится североамериканское исследование, в котором выявлена корреляция между мобильностью детей и их социализацией. Представлены результаты этого исследования и практические рекомендации: общая социальная активность ребенка в группе зависит от его двигательных возможностей и развития интеракции (как навыков общения и взаимодействия с другими детьми).
В заключении на основании сравнительного анализа показана близость научных позиций России и зарубежья относительно содержания дошкольного образования для детей с ДЦП. Обоснована роль дошкольных учреждений в развитии и социализации детей с ДЦП. Научная новизна статьи – выявление комплекса организационно-педагогических условий, сопоставление и компаративистское исследование дошкольного образования для детей с ДЦП в России и других странах.