Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Детско-взрослое сообщество

    Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования
    СДО - 2018. - №4 с. 4–17
    Холодова О.Л. , Ле-ван Т.Н. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    3885

    Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодей­ствия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).

    Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.

    Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия.

    Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.

    Ключевые слова: этическая дилемма детско-взрослое взаимодействие разрешение конфликтов этический кодекс моральное суждение
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00013
    ван Уденховен Н., ван Уденховен Р.Ю. «Глокальные» процессы в основе мышления «оплаты вперед»
    СДО - 2024. - №2 с. 69-80
    ван Уденховен Р.Ю. , ван Уденховен Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    485
    Статья, опубликованная в этом журнале, состоит из трех взаимосвязанных частей. Главной и объединяющей темой является «Оплата вперед», или идея о том, что люди, дети и молодые люди проявляют доброту по отношению к незнакомым людям, не ожидая ничего взамен или «получая вознаграждение» в ответ. После краткого изложения понятия «возврата долга» в первой части мы пытались исследовать феномен «жизни в настоящем» и то, как это влияет на «оплату вперед». Во второй части рассматривался разрыв между прошлым, настоящим и будущим, а также то, что думают юноши и девушки об улучшении жизни последующих поколений. В этой третьей и последней части рассматриваются способы воссоединения молодых людей с их прошлым и будущим, а также то, как дети могут вырасти в культуре, которая охватывает позитивные взгляды, отношения и желание платить за это с учетом процветания будущих поколений.
    Ключевые слова: «оплата вперед» дети будущее настоящее эмпатия исполнительные функции
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-69-80
    Гюлер Йылдыз Т., Эртюрк Кара Х.Г., Финдык Танрибуйурду Э., Гонен М. Изучение навыков саморегуляции в зависимости от особенностей взаимодействия педагога и ребенка
    СДО - 2018. - №6 с. 72–79
    Финдык Танрибуйурду Э. , Гюлер Йылдыз Т. , Гонен М. , Эртюрк Кара Х.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    1695
    Задачей данного исследования является изучение навыков саморегуляции у детей в зависимости от качества взаимодействия между педагогом и ребенком. С этой целью 30 классов из центральных районов Анкары, определенные случайным образом, были оценены с помощью Системы оценивания взаимодействия педагога и воспитанников в группе (CLASS). Были выбраны 4 класса в соответствии с уровнем качества взаимодействия между педагогом и ребенком (2 высокого и 2 низкого уровня). В этих классах оценивали навыки саморегуляции детей с помощью Системы оценки саморегуляции в дошкольном возрасте (PSRA). Результаты исследования показывают, что уровень качества взаимодействия между педагогом и ребенком имел существенные отличия в показателях эффективности работы детей, что является частью саморегуляции. Однако не было существенных различий в социальной компетентности детей и в навыках сдерживающего контроля.
    Ключевые слова: саморегуляция взаимодействие между педагогом и ребенком система оценки саморегуляции в дошкольном возрасте (PSRA) система оценивания взаимодействия педагога и воспитанников в группе (CLASS)
    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии
    СДО - 2023. - №5 с. 42–55
    Дорофеева Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1908

    Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.

    Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.

    Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.

    Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

    Ключевые слова: детское творчество детско-родительское взаимодействие педагогическое сопровождение работа с семьей детско-взрослое сообщество художественно-эстетическое воспитание
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55
    Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций»
    СДО - 2022. - №4 с. 62–68
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С. , Морозюк Ю.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    904

    Актуальность тематики статьи. В статье рассмотрены характерные особенности стиля родительского отношения «Строгость санкций» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе полученных эмпирических данных по методикам Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, В.Д. Шадрикова, Д.А. Леонтьева, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, анализируется понятие «рефлексивный портрет личности». Выявлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения. Также авторами был составлен рефлексивный портрет матери с данным стилем родительского отношения, согласно которому четко видны рефлексивные стратегии и тактики поведения матери при общении с ребенком. Также представлена ментальная карта и алгоритм консультативной работы с матерью.

    Цель. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля родительского отношения «Строгость санкций» с особенностями рефлексии матери. На примере данного стиля родительского отношения к ребенку показаны причины, препятствующие формированию психологического благополучия ребенка.

    Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Респонденты имеют высшее образование (67%), состоят в браке (51%), работают (70%) и имеют более одного ребенка (45%). Использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».

    Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности.

    Ключевые слова: стиль родительского отношения рефлексия рефлексивный портрет личности
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68
    Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В., Кузнецова Е.С. Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях
    СДО - 2022. - №1 с. 48–55
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С. , Морозюк Ю.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1054

    Актуальность тематики статьи. Именно в семье закладывается фундамент социального опыта ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с близким взрослым формируются устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, закрепляются характерологические особенности. Как правило, за матерью признается доминирующее влияние на ребенка, на развитие его эмоциональной сферы. Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Границы нашего исследования не позволяют нам выявить все факторы, способствующие становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве импринтно. Поэтому мы предположили, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери. Рефлексия матери, носящая защитный характер от негативных переживаний (страха неудачи, стыда, вины, обиды), дающая локально-временный эффект – патогенная рефлексия. Рефлексия, направленная на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств – саногенная рефлексия.

    Цель. Показать результаты эмпирического исследования взаимосвязи благополучия в детско-родительских отношениях и факторов, которые негативно влияют на его развитие. В качестве таких факторов выступают стили детско-родительского отношения «Чрезмерность требований-запретов» и «Недостаточность требований-запретов» и патогенная рефлексия матери. На примере данных стилей родительского отношения к ребенку показаны механизмы, препятствующие формированию эмоционального и психологического благополучия ребенка.

    Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Преимущественно респонденты имеют высшее образование (67 %), состоят в браке (51 %), работают (70 %) и имеют более одного ребенка (45 %). Для обработки данных применены коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».

    Результаты исследования. Стиль родительского отношения является формально-динамической характеристикой, в основе которого лежат фиксированные, привычные для матери формы поведения и отношения в целом, которые могут носить неконструктивный (патогенный) характер. Делается вывод о том, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.

    Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности. Установлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Патогенная рефлексия матери направлена не на решение проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, а на собственные переживания и состояния, что актуализирует необходимость защиты от них. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих паттернах и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.

    Ключевые слова: мать ребенок детско-родительские отношения саногенная рефлексия патогенная рефлексия стиль родительского отношения семья эмоциональное благополучие психологическое благополучие
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью