Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Сюжетно-ролевая игра

    Взаимосвязь воспоминаний взрослых о своей игре в детстве с удовлетворенностью жизнью и отношением к игре своих детей
    СДО - 2025. - №3 с. 4-13
    Черная В.М. , Кан И.А. , Рябкова И.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    37

    Актуальность. Ценность детской игры заключается в ее развивающем потенциале, что определяет необходимость ее поддержки взрослыми, особенно родителями. Исследования показывают, что такая поддержка обусловливает лучшее развитие детей. Более того, родители могут сохранять любовь к игре на протяжении всей жизни. Взрослые, склонные к игре, больше удовлетворены своей жизнью и больше вовлечены в нее. Родительская склонность к игре позволяет быть спонтанным и творческим в детско-родительском взаимодействии. Можно предположить, что собственный позитивный опыт детских игр влияет на удовлетворенность жизнью у взрослых людей и на отношение к игре собственных детей.

    Цель. Анализ связи удовлетворенности жизнью и отношения к игре своих детей с воспоминаниями об игре в детстве.

    Выборка. В исследовании приняли участие 282 человека (229 женщин, 53 мужчины), в возрасте от 21 года до 69 лет.

    Методы. Была использована «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale, SWLS) Э. Динера и др. (Diener et al., 1985) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (Осин, Леонтьев, 2008; 2020) и авторская анкета для выявления воспоминаний о своей игре и отношения к игре своих детей.

    Результаты. Общие баллы по удовлетворенности жизнью оказались не связаны с воспоминаниями о детских играх; обнаружены связи показателей отдельных субшкал опросника удовлетворенности жизнью с воспоминаниями о своей игре. Также обнаружены связи между показателями воспоминаний о своих играх и отношением к игре собственных детей.

    Выводы. Люди, имеющие положительный опыт поддержки и игрового взаимодействия со взрослым в детстве, более удовлетворены своей жизнью во взрослом возрасте, воспринимают себя более успешными в важных для них аспектах жизни. Положительный опыт игры в детстве формирует у человека понимание важности игры для детей и в целом влияет на его подход к воспитанию детей. Взрослые, имеющие положительный опыт игры в детстве, становясь родителями, создают необходимые условия для поддержки аналогичного опыта у своих детей.

    Ключевые слова: удовлетворенность жизнью игра игривость детская игра детско-родительские отношения субъективное благополучие отношение к игре
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-3129-4-13
    Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
    СДО - 2024. - №6 с. 68-80
    Вересов Н.Н. , Гаврилова М.Н. , Сухих В.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    728

    Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физиче­ских способностей у детей младшего возраста.

    Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.

    Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.

    Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.

    Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении во­проса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.

    Ключевые слова: детская психология культурно-исторический подход игра предпочтение игрушек исполнительные функции понимание эмоций
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
    Солнцева О.В., Полевская Т.В. Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей
    СДО - 2021. - №4 с. 46–57
    Полевская Т.В. , Солнцева О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1393

    Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников.

    Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр.

    Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям.

    Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию.

    Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсут­ствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.

    Ключевые слова: дошкольное образование игровая деятельность сюжетно-ролевая игра детское чтение
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-46-57
    Чернокова Т.Е., Ракитина П.А. Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2024. - №2 с. 12-21
    Ракитина П.А. , Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    883

    Актуальность. Способность к наглядному моделированию является универсальной способностью, которая формируется в дошкольном возрасте. Овладение детьми этой способностью – важный показатель психического развития и интеллектуальной готовности ребенка к школе. Наименее изученным методом формирования способности к наглядному моделированию у детей является квест-игра.

    Цель – изучить возможности использования квест-игры как средства работы по формированию способности к наглядному моделированию у детей дошкольного возраста.

    Методы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики способности к наглядному моделированию у детей использовалась методика Л.А. Венгера «Полянки». Методика формирования у детей способности к наглядному моделированию посредством квест-игр основывалась на следующих условиях: 1) формирование способности к наглядному моделированию должно осуществляться поэтапно: от обучения детей использованию готовых наглядных моделей к обучению их создавать; 2) каждая квест-игра должна включать задания, предполагающие использование разных видов моделей (пространст­венных, временных, математических, логических) в едином сюжете. В исследовании принимали участие 41 ребенок 5–6 лет.

    Результаты. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у 43% детей 5–6 лет, участ­вовавших в исследовании, способность к наглядному моделированию на низком уровне. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы: показатели способности к наглядному моделированию у детей, участвующих в квест-играх, повысились; количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 15%. Позитивная динамика обусловлена следующими обстоятельствами: 1) квест-игра – увлекательная для детей дошкольного возраста форма организации коррекционно-развивающих занятий; 2) форма квест-игры позволяет включать задания как на применение, так и на создание детьми наглядных моделей; 3) независимо от сюжета квест-игра дает возможность применения разных видов моделей: пространственных, временных, математических, логических.

    Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что квест-игра может рассматриваться как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста.

    Ключевые слова: способность к наглядному моделированию дети дошкольного возраста коррекционно-развивающая работа квест-игра
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21
    Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте
    СДО - 2024. - №1 с. 44-53
    Смирнова В.Н. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1676

    Актуальность. Сочинение историй и игра с воображаемой ситуацией являются важной составляющей полноценного проживания дошкольного детства, однако в научном поле существует крайне мало исследований, анализирующих характер их взаимосвязи в дошкольном возрасте.

    Цель: провести анализ характера взаимосвязи сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с особенностями сочинения ими индивидуальных историй.

    Методы. В исследовании приняли участие 56 детей 6–7 лет. Для исследования особенностей развития игровой деятельности дошкольников мы использовали методику диагностики игры Е.О. Смирновой и параметр двухтактности Л.И. Элькониновой. Для исследования особенностей детских нарративов (историй, придуманных с опорой на собственный рисунок) – методику О.А. Шиян «Три истории».

    Результаты. В выборке оказались дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры (mean= 19,55, sd= 5,34, min=6, max=30), у 26,7% детей выявлена двухтактная игра. Чаще всего при создании нарративов дети использовали нормативные (mean=3,86, sd=2,21) и символические средства (mean=1,48, sd=1,9). Значимая взаимосвязь выявлена между уровнем развития игры и символическими и нормативными средствами в детских нарративах (p<0,01).

    Выводы. Общий балл по методике Е.О. Смирновой, а также такие параметры игры, как игровое замещение и замысел игры, оказались связаны и с символическими, и с нормативными средствами в детских историях. Возможность создать символического персонажа в истории и действие их роли в игре, пространственное и предметное замещение имеют сходный механизм и предполагают возможность не только создать, но развернуть и удержать свой образ, управлять им. Обнаруженная связь указывает на сходство в использовании нормативных средств при построении сюжетов игры и сочинении индивидуальных историй. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях, а также в программах профессионального развития дошкольных педагогов.

    Ключевые слова: игра сочинение историй нарративы сюжетно-ролевая игра дошкольный возраст
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53
    Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников
    СДО - 2024. - №2 с. 33-47
    Смирнова В.Н. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1453

    Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников.

    Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры.

    Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогиче­ского эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах.

    Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01).

    Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.

    Ключевые слова: игра сочинение историй сюжетно-ролевая игра сопровождение игры дошкольный возраст
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью