Творчество педагога
Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.
Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.
Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.
Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.
Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.
Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.
Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.
Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.
Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.
Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.
Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.
Актуальность. В науке не существует единого подхода к понятию творчества, нет четкого понимания и критериев, согласно которым можно отличить творческую деятельность от нетворческой. Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречий многочисленных подходов и теорий, трактующих феномен творчества, в том числе детского. Это позволит педагогам осознанно и целенаправленно развивать творчество в детской деятельности.
Ход исследования. Основной акцент сделан на работы в области педагогики и психологии. Систематизированы научные концепции творчества, дан обзор современных моделей детского творчества, проанализированы исследования феномена творчества отечественными и западными учеными, рассмотрены философские основания феномена. Проведен анализ специфики творчества в старшем дошкольном возрасте, предпосылок и условий его развития.
Результаты исследования. В результате исследования были систематизированы подходы и теории к феномену творчества, в том числе детского. Выявлены особенности творчества в старшем дошкольном возрасте, определены методологические основания изучения детского творчества.
Выводы. Исследователи рассматривают творчество как продукт, процесс (деятельность), характеристику личности и как социальное явление, которое обусловлено врожденными способностями и социальной средой. При невозможности изменить культуру, в которой воспитывается ребенок, и врожденные способности мы можем влиять на ближайшее окружение и создавать для ребенка опыт творчества, конструируя специальные условия для его поддержки и развития.
Актуальность. Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Музыкальное искусство наиболее эффективно способствует развитию целостной, разносторонней и развитой личности, формированию ее культурного потенциала, а также потребностей и интересов, поэтому оно должно быть одним из основополагающих компонентов современного образования. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проведенного исследования – разработка системы исполнительской деятельности дошкольников, обеспечивающей формирование у них музыкально-эстетических представлений. Методологическую основу исследования составили: культурологический подход, определяющий разработку педагогической модели эстетического развития личности, обеспечивающей активность и самостоятельность в деятельности; принцип культуросообразности, выступающий специальным педагогическим приемом приобретения знаний деятельностным путем, в процессе освоения музыкальной культуры.
Ход исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6–7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста, реализовывали педагогические условия формирования музыкально-эстетических представлений у детей средствами исполнительской деятельности, проверяли эффективность педагогических условий.
Практическая значимость состоит в определении содержания исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, обеспечивающего позитивную динамику формирования музыкально-эстетических представлений; структурирована педагогическая диагностика музыкально-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.
Вывод. Система формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в исполнительской деятельности определяется специальным комплексом педагогических условий: определение содержания музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста; обеспечение творческой музыкально-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, способствующей формированию у детей музыкально-эстетических представлений; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у них музыкально-эстетических представлений.
Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя.
Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей.
В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта.
Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодействии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.