Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Творчество педагога

    Брейве C. Диалектическое сотворчество ученик–учитель в создании зоны ближайшего развития: на примере математики в детском саду
    СДО - 2021. - №3 с. 72–80
    Брейве С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1029
    Данная статья представляет собой тематическое исследование, в котором изучается совместное создание зоны ближайшего развития (ЗБР) при обучении математике в норвежском детском саду. Для отражения сложности преподавания и изучения математики в детском саду в исследовании используются качественные методы в рамках парадигмы интерпретации. Полученные данные показывают, как пятилетняя девочка и воспитатель детского сада совместно создают ЗБР, расширяя возможности действий друг друга, и как это совместное создание основывается на взаимном доверии и ответственности. Полученные результаты дают представление, как можно расширить возможности математического обучения в детском саду. Исследование демонстрирует важность внимания к вкладу детей и прежде всего доверия к способностям детей брать на себя ответственность за осуществление математической педагогической деятельности.
    Ключевые слова: совместная деятельность детский сад математика преподавание и обучение объединение зона ближайшего развития
    Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет
    СДО - 2022. - №1 с. 15–25
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1097

    Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.

    Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.

    Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.

    Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.

    Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.

    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
    Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет
    СДО - 2022. - №3 с. 36–45
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1003

    Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.

    Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.

    Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.

    Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.

    Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.

    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45
    Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет
    СДО - 2019. - №6 с. 24–35
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1405
    Статья – о развитии у детей 4-5 лет образно-пластического творчества, где главным средством воплощения образов разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, является язык выразительных движений и телесной пластики. Раскрываются психолого-педагогические условия развития этого вида творчества в среднем дошкольном возрасте. Поясняются методические принципы и этапы работы с детьми 4–5 лет на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики. Одно из них – «стержень» всей методики для детей этого возраста – развитие парного образно-пластического взаимодействия сверстников, в сотворчестве при воплощении заданных сюжетных ситуаций; другое – развитие способности к образному перевоплощению с новым принципом детализации образа – изображением ситуативного поведения персонажа. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 4–5 лет: образ того или иного персонажа воплощается с помощью движений-комплексов, сочетающих одновременно несколько средств выразительности: движения ног, жесты, позы, мимику, – а также коротких последовательностей движений, передающих реакции и взаимодействия персонажей; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание партнеру-сверстнику.
    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии
    СДО - 2023. - №5 с. 42–55
    Дорофеева Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1905

    Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.

    Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.

    Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.

    Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

    Ключевые слова: детское творчество детско-родительское взаимодействие педагогическое сопровождение работа с семьей детско-взрослое сообщество художественно-эстетическое воспитание
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55
    Дорофеева Е.Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы
    СДО - 2023. - №3 с. 17–35
    Дорофеева Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1466

    Актуальность. В науке не существует единого подхода к понятию творчества, нет четкого понимания и критериев, согласно которым можно отличить творческую деятельность от нетворческой. Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречий многочисленных подходов и теорий, трактующих феномен творчества, в том числе детского. Это позволит педагогам осознанно и целенаправленно развивать творчество в детской деятельности.

    Ход исследования. Основной акцент сделан на работы в области педагогики и психологии. Систематизированы научные концепции творчества, дан обзор современных моделей детского творчества, проанализированы исследования феномена творчества отечественными и западными учеными, рассмотрены философские основания феномена. Проведен анализ специфики творчества в старшем дошкольном возрасте, предпосылок и условий его развития.

    Результаты исследования. В результате исследования были систематизированы подходы и теории к феномену творчества, в том числе детского. Выявлены особенности творчества в старшем дошкольном возрасте, определены методологические основания изучения детского творчества.

    Выводы. Исследователи рассматривают творчество как продукт, процесс (деятельность), характеристику личности и как социальное явление, которое обусловлено врожденными способностями и социальной средой. При невозможности изменить культуру, в которой воспитывается ребенок, и врожденные способности мы можем влиять на ближайшее окружение и создавать для ребенка опыт творчества, конструируя специальные условия для его поддержки и развития.

    Ключевые слова: детское творчество философские основания творчества исторический взгляд на проблему творчества творчество и креативность теории и концепции феномена детского творче­ства условия и развитие творчества детей дошкольного возраста
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-17-35
    Михеева Е.В. Формирование музыкально-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в исполнительской деятельности
    СДО - 2022. - №4 с. 50–61
    Михеева Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1089

    Актуальность. Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Музыкальное искусство наиболее эффективно способствует развитию целостной, разносторонней и развитой личности, формированию ее культурного потенциала, а также потребностей и интересов, поэтому оно должно быть одним из основополагающих компонентов современного образования. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель проведенного исследования – разработка системы исполнительской деятельности дошкольников, обеспечивающей формирование у них музыкально-эстетических представлений. Методологическую основу исследования составили: культурологический подход, определяющий разработку педагогической модели эстетического развития личности, обеспечивающей активность и самостоятельность в деятельности; принцип культуросообразности, выступающий специальным педагогическим приемом приобретения знаний деятельностным путем, в процессе освоения музыкальной культуры.

    Ход исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6–7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста, реализовывали педагогические условия формирования музыкально-эстетических представлений у детей средствами исполнительской деятельности, проверяли эффективность педагогических условий.

    Практическая значимость состоит в определении содержания исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, обеспечивающего позитивную динамику формирования музыкально-эстетических представлений; структурирована педагогическая диагностика музыкально-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.

    Вывод. Система формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в исполнительской деятельности определяется специальным комплексом педагогических условий: определение содержания музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста; обеспечение творческой музыкально-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, способствующей формированию у детей музыкально-эстетических представлений; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у них музыкально-эстетических представлений.

    Ключевые слова: дошкольное образование музыкальное воспитание музыкально-эстетические представления педагогические условия исполнительская деятельность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-50-61
    Смирнова Е.О. Современная детская субкультура и ее последствия
    СДО - 2022. - №6 с. 35–41
    Смирнова Е.О.
    ПОДРОБНЕЕ
    1186
    В статье представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что большая часть информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей является доминирующей тенденцией воспитания. В результате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Во второй части статьи обсуждаются проблемы современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.
    Ключевые слова: детская субкультура информационная продукция для детей игрушки мультфильмы компьютерные игры и программы самостоятельность самоорганизация личность
    Шакирова Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству
    СДО - 2019. - №5 с. 54-67
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1811

    Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя.

    Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей.

    В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта.

    Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодей­ствии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.

    Ключевые слова: дошкольное образование развивающая предметно-пространственная среда детского сада творчество педагога игровое пространство профессиональная мотивация
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10055
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью