ДОО
Актуальность тематики статьи определяется тем, что в силу невиданного масштаба изменений в мире технологий и информации, повлекших за собой радикальные изменения в жизни, встал вопрос не только о новой цифровой культуре, которая существенно влияет на формирование новых ценностей и которые не могли не привести к трансформации системы образования. Изменения оказали громадное влияние на общество, вставшее перед необходимостью оценивать эти изменения с точки зрения этики, так как только руководствуясь нравственными и этическими нормами, можно оценивать допустимость внедрения научных открытий, о совершении которых большая часть людей не знает, очень часто не понимает, не может вследствие этого оценить, насколько эти системы безопасны для них, для их детей, для планеты в целом. Но это лишь один аспект. Сегодня, как мы можем наблюдать, о ценностях известно больше, чем мы знали лет 20–30 назад. Однако каждой культуре свойственны определенные ценности, и они далеко не всегда являются общими для всех даже в глобальном мире доковидного периода. Сегодня вопрос ценностей встал очень остро и разделил страны и народы сильнее, чем военные действия.
Цель статьи: представить результаты исследования, осуществленного группой ученых в области дошкольного образования из разных институтов, относящиеся к механизму передачи нравственных ценностей детям дошкольного возраста на основе построения пространства детской реализации воспитателями детских садов.
Описание исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе разрабатывалась библиография проблемы ценностей применительно к детям младшего возраста (от 0 до 8 лет). Второй этап – анализ существующих целей и методов исследования ценностей, решаемые задачи и механизмы, подходы к выявлению и классификации ценностей. Третий этап – разработка пробного, т.н. «нулевого» опросника (декабрь 2021 г.), в котором участвовали 818 респондентов из 78 регионов РФ. По результатам обработки данного опросника, был подготовлен новый для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Саха (Якутия), в котором приняли участие 1687 человек, для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Татарстан, в которой приняли участие 516 человек и, наконец, опросник для конференции в Центрально-Азиатском регионе, в котором приняли участие 83 человека.
Выводы. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных видов начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Исследование ценностей в раннем возрасте – одна из важных задач для педагогов, социологов и государства. Данная статья – первое обобщение результатов проведенного исследования, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки дошкольного образования? Исследование позволило сформулировать модель ценностей, важную для развития страны и педагогического сообщества, а также определить механизмы работы с ней.
В последние годы все больше дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) становятся инклюзивными. В связи с этим возникает необходимость выделения критериев оценивания качества предоставления специальных условий дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В данной статье рассматривается проблема критериальной оценки эффективности реализации инклюзивного образования в ДОО. Проведен анализ исследований, связанных как с общими вопросами инклюзии, так и с оценкой ее качества, а также анализ деятельности эффективно действующих образовательных комплексов города Москвы.
Результатом исследования стала выявленная система критериев, помогающая определить, особенно на начальном этапе внедрения в ДОО инклюзивных практик, степень их соответствия нормативной правовой базе Российской Федерации. В данную систему критериев входят: 1) создание и реализация определенного механизма предоставления воспитанникам с ОВЗ специальных условий образования; 2) достаточность локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию инклюзивного образования в конкретной ДОО; 3) наличие документа, позволяющего осуществлять индивидуализацию процесса создания специальных условий и комплексный подход в преодолении имеющихся у дошкольника дефицитов развития; 4) прозрачность и доступность для всех участников образовательных отношений сведений о реализации в детском саду инклюзивных практик; 5) наличие в дошкольной образовательной организации необходимых для развертывания инклюзивных практик структур: службы психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС) и психолого-педагогического консилиума (далее – ППК); 6) наличие необходимых для реализации специальных условий кадровых ресурсов и уровень их компетенции; 7) организованная с учетом особых потребностей и возможностей воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) как в группе, так и в детском саду в целом.
В результате проведенного исследования предложены критерии, которые дополняют имеющуюся систему ценностной оценки эффективности реализации инклюзивного образования и будут особенно полезны управленческим командам ДОО.
Актуальность исследования. Современные родители дошкольников являются активными участниками образовательного процесса. Их удовлетворенность – важный критерий оценки качества образования. Изучение их мнения – эффективный инструмент для системного улучшения качества ДОУ.
Цель исследования: выявление и описание причин неудовлетворенности родителей ДОУ Москвы.
Методология: тематические полуструктурированные интервью.
Описание хода исследования. Выборку составили 20 матерей детей возраста от 3 до 7 лет, посещающих детсады разного типа и форм собственности в Москве. Родителям предлагалось рассказать о выборе детского сада, предметно-пространственной среде, режиме дня, присмотре и уходе за детьми, взаимодействии между педагогами, детьми и родителями, видах активности, развитии речи, мышления и образовательной программе. Тщательно исследовались спонтанно упомянутые причины неудовлетворенности. Тематической рамкой для вопросов была выбрана международная шкала ECERS и работы, посвященные выявлению корреляции родительской вовлеченности и уровня их удовлетворенности.
Основные результаты. Среди основных групп причин неудовлетворенности ДОУ с большим отрывом лидирует «взаимодействие», подразумевающее качество взаимодействия между детьми, воспитателями, администрацией, родителями. Именно причины группы «взаимодействие» становятся критической точкой для перевода детей в другое ДОУ. Среди основных жалоб: не учитывается индивидуальность ребенка; жесткая дисциплина; строгие, грубые, непрофессиональные воспитатели; авторитарная позиция руководителя к родителям; плохое качество обратной связи; взаимоотношения со сверстниками. Группа «виды детской активности» имеет потенциал стать столь же значимой, как и «взаимодействие»: при выборе сада родители обращают внимание на наличие и разнообразие кружков, в частном секторе – готовы возить ребенка дальше ради качественных занятий. Родители скорее удовлетворены присмотром, уходом, соблюдением температурного режима, предметно-пространственной средой. Особняком стоит группа «развитие речи и грамотность»: родители не упоминают эту тему. Они либо плохо осведомлены о программе детского сада, либо считают данный аспект неважным.
Выводы. Удовлетворенность родителей как активных участников образовательного является одним из важных критериев оценки качества дошкольного образования, а неудовлетворенность – маркер к необходимым улучшениям. Если администрация и педагоги при оценке качества оценивают группу и детский сад в целом, то родителям важен комфорт и эмоциональное благополучие собственного ребенка. Значит, во главу угла ставится индивидуальный подход и развитие личности. Основное внимание нужно обратить на качество взаимодействия между детьми, родителями и коллективом детского сада и на качество и разнообразие видов детской активности. Данные исследования причин неудовлетворенности родителей могут быть полезны для руководителей ДОУ разных форм собственности для повышения качества предоставляемых услуг и разработки маркетинговой стратегии.