Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Художественно-эстетическое развитие

    «В каждом ребенке есть художник»
    СДО - 2019. - №3
    ПОДРОБНЕЕ
    1734

    Что такое творчество? Уже само это понятие таит в себе нечто загадочное.

    В современном мире компьютерных технологий именно творческие способности позволяют добиваться успеха в любом деле. Родители и педагоги стремятся развить в детях именно творческие способности. Но можно ли научиться творчеству, и каждый ли человек способен стать творческой личностью?

    Мы попросили ответить на эти вопросы Александра Александровича Мелик-Пашаева, доктора психологических наук, главного научного сотрудника Психологического института РАО, главного редактора журнала «Искусство в школе», и кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Зинаиду Николаевну Новлянскую, которые много лет занимаются проблемами художественного развития детей и опубликовали большое количество работ, посвященных этой проблематике.

    Влияние методики формирования навыка рисования на овладение изобразительной деятельностью у дошкольников
    СДО - 2024. - №5 с. 68-80
    Рамирес Барреда М.Р. , Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    762

    Актуальность. Дошкольный возраст – это период, имеющий большое значение для психологического развития и подготовке к школе. Одним из видов деятельности, который необходимо формировать в дошкольном возрасте, является изобразительная деятельность, которая имеет огромное значение для общего развития дошкольника. Вовлечение детей в изобразительную деятельность — это шаг, необходимый для формирования прочного нейропсихологического фундамента, который определит их успехи детей не только в школе, но и в жизни в целом.

    Цель. Целью настоящего исследования было применение программы поэтапного формирования навыков рисования и определение ее влияния на развитие в дошкольном возрасте.

    Выборка. В данном исследовании приняли участие 9 детей дошкольного возраста — ученики третьего класса дошкольного учреждения. Качественная оценка изобразительной деятельности применялась ко всем участникам до и после включения в экспериментальную программу.

    Методика. Для достижения поставленной цели была реализована программа вмешательства, заключающаяся в постепенном обучении рисованию детей третьего года посещения дошкольного учреждения (Solovieva, Quintanar, 2016). Ко всем детям применялся один и тот же инструмент качественной оценки развития навыков рисования до и после применения программы (Solovieva, Quintanar, 2016).

    Результаты. Полученные данные позволяют констатировать улучшение результатов при итоговой оценке, которая выявила качественные и количественные изменения.

    Выводы. Показано, что программа поэтапного формирования навыков рисования оказала положительное влияние на овладение изобразительной деятельностью.

    Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольный возраст развивающие методы культурно-историческая психология процесс формирования навыков рисования
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-5125-68-80
    Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования
    СДО - 2020. - №3 с. 4–16
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1205
    В статье проведен экспресс-анализ цифровых ресурсов для дошкольного образования. Определены проблемы и перспективы их использования в практической деятельности воспитателей детских садов. Установлено, что цифровой контент для дошкольного образования имеет большое количество недостатков: наличие ошибок орфографического, лексического, синтаксического, структурно-смыслового характера, отсутствие методических указаний при подаче дидактических материалов, большое количество бессмысленных фраз непонятного происхождения и др. Использование такого контента отрицательно влияет на развитие когнитивных функций ребенка: понимания, осмысления, запоминания, воспроизведения. Это отражается на связной речи детей. При диагностике связной речи как показателя развития когнитивных функций детей мы учитывали количество правильно отраженных ими: 1) микротем (подтем – о чем или о ком они говорят); 2) основных ядер информации (главных мыслей смысловых сегментов речи или абзацных предложений); 3) средств МФС – средств межфразовой связи (лексических повторов – существительных, местоименных и синонимических замен, единства видовременных форм глаголов-сказуемых, особой роли обстоятельственных слов и др.). Именно эти показатели отрицательно характеризуют дидактический материал, содержащийся в цифровых ресурсах. Педагогический эксперимент, проведенный нами в детских садах Татарстана в 2017–2019 гг., предполагал две стратегии. Согласно первой стратегии, работа с текстом проходила в форме сказкотерапии и включала чтение сказки в условиях музыкального и видеосопровождения. Вторая стратегия работы над сказкой включала (кроме чтения, музыкального и видеосопровождения) физические музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения выполнялись во время паузы после завершения чтения каждого микротекста сказки по специальным рисункам. Эффективность работы с текстом по итогам реализации этих стратегий существенно возрастала: росло количество детей, способных передать в пересказе микротемы, главные мысли смысловых сегментов или абзацных предложений, средства МФС.
    Ключевые слова: когнитивный связная речь цифровые ресурсы музыкально-ритмический упражнения текст микротекст абзац межфразовая связь
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10070
    Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет
    СДО - 2018. - №2 с. 4–13
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2154
    Данная публикация является второй в серии статей, рассматривающей вопросы развития образно-пластического творчества у дошкольников, которое понимается как вид художественно-игровой деятельности, где образы разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, воплощаются посредством языка выразительных движений и телесной пластики. В статье поясняется сходство образно-пластического творчества с игрой (импровизационный характер, исполнение роли и др.). Раскрываются психолого-педагогические условия развития образно-пластического творчества у детей 3–4 лет, обеспечивающие формирование у них первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения. Поясняются основные методические принципы работы с младшими дошкольниками на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики: развитию эмоционально-двигательного взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются этапы работы по каждому из этих направлений: освоение простейших способов воплощения образа (от внешних действий к внешним и внутренним свойствам персонажа) и жестового общения с игровым партнером (куклой, взрослым в роли персонажа и др.). Дается краткая характеристика вспомогательных направлений, способствующих развитию продуктивного воображения, выразительности движений и элементов композиционного творчества. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 3–4 лет: образ персонажа воплощается схематично – единичными движениями, обозначающими его действия; появляются фрагменты, передающие образные эмоции или характерную пластику персонажа с помощью комплексного сочетания выразительных движений рук, ног, головы, корпуса. Основной результат к концу младшей группы – начальное развитие способности
    к осмысленному и произвольному исполнению образных движений.
    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество элементы сочинительского творчества выразительное воплощение образа выразительные движения выразительность движений психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00005
    Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно- пластического образа детьми 5–7 лет
    СДО - 2020. - №2 с. 28–37
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1514
    В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы – более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
    Ключевые слова: двигательно-пластический образ структурная выразительность образа пластическая выразительность образа образная эмоция произвольные выразительные движения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
    Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет
    СДО - 2019. - №6 с. 24–35
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1405
    Статья – о развитии у детей 4-5 лет образно-пластического творчества, где главным средством воплощения образов разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, является язык выразительных движений и телесной пластики. Раскрываются психолого-педагогические условия развития этого вида творчества в среднем дошкольном возрасте. Поясняются методические принципы и этапы работы с детьми 4–5 лет на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики. Одно из них – «стержень» всей методики для детей этого возраста – развитие парного образно-пластического взаимодействия сверстников, в сотворчестве при воплощении заданных сюжетных ситуаций; другое – развитие способности к образному перевоплощению с новым принципом детализации образа – изображением ситуативного поведения персонажа. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 4–5 лет: образ того или иного персонажа воплощается с помощью движений-комплексов, сочетающих одновременно несколько средств выразительности: движения ног, жесты, позы, мимику, – а также коротких последовательностей движений, передающих реакции и взаимодействия персонажей; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание партнеру-сверстнику.
    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии
    СДО - 2023. - №5 с. 42–55
    Дорофеева Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1909

    Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.

    Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.

    Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.

    Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

    Ключевые слова: детское творчество детско-родительское взаимодействие педагогическое сопровождение работа с семьей детско-взрослое сообщество художественно-эстетическое воспитание
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55
    Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки
    СДО - 2024. - №2 с. 22-32
    Крашенинников Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1207

    Актуальность. Проблемы театра кукол в детском саду анализируются в статье на пересечении двух областей психологического знания: психологии игры и психологии искусства. Постановка вопроса, в какой мере игра с дошкольниками в театр кукол является искусством и игрой и несет развивающий эффект, позволяет обнаружить новые особенности организации театрального процесса в детском саду.

    Цель. Изучение возможностей одного из видов театра кукол (театра Петрушки) для психологического развития детей дошкольного возраста.

    Методы. Исторический анализ; феноменологический анализ; анализ кейса (в статье проанализирован опыт постановки «петрушечных» спектаклей в ДО «Белый кролик» ГБОУ «Школа № 547» г. Москвы; изучено выстраивание внетеатрального пространства (как предметного, так и деятельностного), проектирование языковой среды спектакля).

    Ход исследования. В статье представлена краткая история театра Петрушки в России с его характерными свойствами: площадной характер, импровизация и нарушение принятых в определённых слоях общества норм; это помещает петрушечные представления в пространство «карнавальной культуры» М.М. Бахтина и русской смеховой культуры Д.С. Лихачёва. Предлагается рассмотрение театра Петрушки как формы работы с нормативным пространством, расшатывания его как с целью развития творческого отношения к норме, так и для раскрытия более глубоких взаимосвязей в окружающем мире.

    Результаты исследования. Превращение театра Петрушки в агитационное или детское представление с однозначной моралью лишает его специфики и заложенных возможностей. В статье изучается поведение дошкольника во время спектакля, которое может выражаться в непосред­ственной реакции на происходящее или в отстранённо-зрительском; обе позиции выводят детскую деятельность за пределы и игры, и искусства. «Петрушечный» театр, в котором нормой является натуральное и активное восприятие происходящего, становится опосредствующей формой, в которой происходит становление новой нормы соприкосновения с произведением искусства.

    Выводы. Театр Петрушки является культурной формой нарушения нормы: норма нарушается в нормативном, особо сконструированном пространстве театрального действия, когда нормативное пространство ребёнка расширяется, и открывается пространство возможностей для собственного творчества.

    Ключевые слова: развитие театр кукол смех нормативное пространство непосредственное и опосредованное восприятие создание новой нормы
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-22-32
    Михеева Е.В. Формирование музыкально-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в исполнительской деятельности
    СДО - 2022. - №4 с. 50–61
    Михеева Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1090

    Актуальность. Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Музыкальное искусство наиболее эффективно способствует развитию целостной, разносторонней и развитой личности, формированию ее культурного потенциала, а также потребностей и интересов, поэтому оно должно быть одним из основополагающих компонентов современного образования. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель проведенного исследования – разработка системы исполнительской деятельности дошкольников, обеспечивающей формирование у них музыкально-эстетических представлений. Методологическую основу исследования составили: культурологический подход, определяющий разработку педагогической модели эстетического развития личности, обеспечивающей активность и самостоятельность в деятельности; принцип культуросообразности, выступающий специальным педагогическим приемом приобретения знаний деятельностным путем, в процессе освоения музыкальной культуры.

    Ход исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6–7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста, реализовывали педагогические условия формирования музыкально-эстетических представлений у детей средствами исполнительской деятельности, проверяли эффективность педагогических условий.

    Практическая значимость состоит в определении содержания исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, обеспечивающего позитивную динамику формирования музыкально-эстетических представлений; структурирована педагогическая диагностика музыкально-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.

    Вывод. Система формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в исполнительской деятельности определяется специальным комплексом педагогических условий: определение содержания музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста; обеспечение творческой музыкально-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, способствующей формированию у детей музыкально-эстетических представлений; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у них музыкально-эстетических представлений.

    Ключевые слова: дошкольное образование музыкальное воспитание музыкально-эстетические представления педагогические условия исполнительская деятельность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-50-61
    Ньювмейер К., Маршалл Н., ван Урс Б. Педагоги в Нидерландах, использующие музыкальную игру: проблемы и возможности
    СДО - 2020. - №3 с. 70–79
    Ньювмейер К. , Маршалл Н. , ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1331
    Музыкальная игра – это деятельность, в которой маленькие дети более или менее свободно исследуют и создают музыку при ограниченном руководстве со стороны педагога. Данное исследование было направлено на изучение возникновения музыкальной игры в раннем образовании (4–5-летние дети) Нидерландов. Двадцать педагогов были проинтервьюированы о содержании музыкального образования, а также о возможном содействии и руководстве музыкальной игрой. Результаты исследования показали, что десять педагогов были незнакомы с музыкальной игрой, в то время как девять считали ее слишком сложной из-за своего ограниченного опыта и знаний. Один педагог успешно использовал музыкальную игру, благодаря дополнительной предварительной подготовке. Мы утверждаем, что музыкальная игра может быть ценным дополнением к музыкальному образованию в раннем возрасте, которое позволяет маленьким детям больше узнавать о музыке в соответствии с их возрастом и интересами. Основываясь на наших результатах, мы выступаем за введение дополнительного педагогического образования, чтобы содействовать внедрению музыкальной игры.
    Ключевые слова: ранний возраст музыкальная игра учителя начальных классов
    Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований
    СДО - 2019. - №6 с. 70–78
    Леонтьева А.А. , Чурбанова С.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    2265
    Актуальность темы работы связана с поиском условий развития творческого потенциала в детском возрасте, обеспечивающего готовность к школьному обучению, создающего предпосылки для продуктивной учебной деятельности, снижения эмоционального напряжения, улучшения навыков общения. Цель настоящего теоретического исследования – описание различных мультиаспектных подходов к анализу возможностей творческого решения проблем детьми дошкольного возраста. В данной работе анализируются исследования, посвященные роли воображения и креативности в психиче­ском развитии детей. Были выделены два основных направления, объединяющих, с одной стороны, изучение факторов, влияющих на развитие творческих достижений детей, с другой – на разработку педагогических подходов, стимулирующих творческие способности. В исследованиях, применяющих метакогнитивный анализ, показано, что творческий потенциал дошкольников связан с высоким уровнем социального поведения, игрой, созданием «паракосмов», языковыми способностями, творческим повествованием и билингвизмом. Развитие воображения и креативности ребенка можно обеспечить с помощью эффективной образовательной программы, связанной с использованием игровых творческих практик, конструктивной учебно-ориентированной деятельностью, применением интернет-технологий, мобильных приложений, мультикультурной основой совместного решения задач, перспективным планированием, совершенствованием устной и письменной речи. Полученные результаты показали, что различные факторы и педагогические подходы положительно влияют на развитие творческого воображения и креативности. В связи с этим рекомендуется продолжить эмпирическое исследование, направленное на поиск возможных взаимосвязей между уровнем развития вербального обобщения, вербального мышления и творческого воображения ребенка. Это необходимо для грамотного руководства развитием творческого воображения и креативности в дошкольном возрасте.
    Ключевые слова: воображение креативность дошкольный возраст образовательная программа
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью