Программы ДО
Актуальность тематики статьи. Утверждение и внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования в настоящее время является особо актуальной и значимой проблемой для системы дошкольного образования, поскольку она направлена на создание в России единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего равные, качественные условия получения дошкольного образования, вне зависимости от места проживания ребенка.
Цель статьи. Охарактеризовать становление и развитие идеи программности в российском дошкольном воспитании и образовании, раскрыть особенности Федеральной образовательной программы дошкольного образования как нормативного документа, определяющего вектор развития современной системы отечественного дошкольного образования.
Описание хода исследования. Цель исследования состояла в выявлении становления и развития программ воспитания и обучения в детских садах, описании специфики Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В ходе исследования были проанализированы программные документы, определяющие содержание дошкольного воспитания и обучения на разных исторических этапах, охарактеризованы компоненты Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ее структурные компоненты, раскрыто содержание целевого, содержательного, организационного разделов, выделены расширения и уточнения, внесенные в Федеральную программу впервые.
Результаты исследования. Представлен обобщенный ретроспективный анализ опыта разработки и внедрения программ дошкольного образования начиная с 1918 года до настоящего времени, изложены пути трансформации идеи программности в дошкольном образовании. Аналитический обзор программ дошкольного образования выявил последовательность расширения содержания дошкольного образования, появления новых разделов в их структуре, обоснованных сменой образовательных парадигм, внедрением новых подходов, достижений науки и практики. Федеральная образовательная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования. Она разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, учитывает традиции и научно-теоретические основы отечественного дошкольного образования, опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования.
Заключение. Федеральная программа является преемником лучших традиций отечественного дошкольного образования, включает учебно-методическую документацию, которая определяет цели, задачи, содержание образовательной и воспитательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов в современных условиях. Федеральная программа обеспечивает единство содержания образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дошкольному образованию, создает условия для формирования у детей традиционных российских ценностей, сохраняет возможность развития вариативности дошкольного образования.
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе и культуре, влияют на трансформацию такого социокультурного феномена, как детство. Получение актуальных знаний о детстве позволяет спрогнозировать особенности будущего общества, взрослое население которого составят современные дети. Получение данных о сходствах и различиях представлений о детстве у детей и взрослых может позволить выстроить эффективную просветительскую работу с родителями. Это поможет взрослым лучше понимать детей, изменить образовательный и воспитательный процесс в соответствии потребностями, ценностями, проблемами современных дошкольников. В статье представлены результаты исследования особенностей представлений о детстве как феномене у детей старшего дошкольного возраста и родителей старших дошкольников и проектирования на этой основе программы просветительской деятельности для родителей.
Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке методик и проведении сравнительного анализа представлений о детстве у детей и родителей и разработке программы просветительской деятельности с учетом выявленных особенностей. Диагностический исследовательский инструментарий включал модификации «мягких» методов (С.Н. Майорова-Щеглова): социографический метод (рисунок на заданную тему «Дети и их детство», анализ изображенного события), метод коллизий (анализ вербально представленной ситуации) и метод комиксов (придумывание ребенком реплик героя в представленных ситуациях). Кроме того, были использованы вспомогательный метод – беседа – для интерпретации детских рисунков и модифицированная методика проективного характера «Лесенка».
Результаты исследования. В результате исследования получены сравнительные данные о специфике представлений разных поколений о феномене «Детство», выявлены особенности понимания детства современными детьми и современными родителями, на этой основе разработана и апробирована программа просветительской деятельности для родителей. Программа просветительской деятельности: ориентирована на развитие родительской компетенции как интегративной способности решать задачи развития и воспитания детей, что предполагает осуществление комплексной просветительской работы, включающей стимулирование мотивации, становление позиции, обогащение представлений и формирование практических умений; предполагает организацию системы индивидуального сопровождения родителей, разнообразие форм работы, развития родительской рефлексии, стимулирование самостоятельности и осознанности через ведение персонального дневника; практикоориентирована, проиллюстрирована большим количеством примеров и кейсов из реальной практики; предполагает актуализацию существующего опыта родителей, помогает каждому увидеть точки собственного роста.
Выводы. Программа просветительской деятельности спроектирована на основе полученных данных о специфике представлений о феномене детства старших дошкольников и родителей и ориентирована на актуальные для современных родителей и детей проблемы воспитания ребенка в семье.
Актуальность. В современных условиях внимание к качеству образования на всех уровнях, особенно в дошкольных учреждениях, становится все более значимым. Качество дошкольного образования напрямую влияет на развитие детей, их социально-эмоциональные навыки и готовность к обучению. Оценка качества образовательных услуг в детских садах не только способствует идентификации слабых зон и улучшению процессов, но и обеспечивает прозрачность для родителей и управленцев.
Цель. Собрать и проанализировать информацию о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Выборка. Исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных организаций Хабаровского края: 87 муниципальных детских садов, реализующих программы дошкольного образования, которые посещают более 31 тысячи детей. В исследовании приняли участие 2284 педагога дошкольных образовательных организаций и 36908 родителей (законных представителей) воспитанников.
Методы. В ходе проведения экспериментальной работы использовались: анализ Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации; анкетирование персонала; опрос родителей; опрос, составленный на основании анкет, созданных Н.Л. Карабановой; диагностирование детей по заданиям программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для диагностики образовательных областей для детей 6–7 лет; наблюдение; методика обследования детей, составленная с использованием карт развития ребенка к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подготовительная к школе группа (6–7 лет) Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.
Результаты. Диагностика детей в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным областям позволила проранжировать результаты следующим образом: социально-коммуникативное развитие выше среднего имеют более 60% детей, познавательное, физическое и речевое развитие выше среднего имеют более половины детей, художественно-эстетическое развитие у большинства находится на среднем уровне. По результатам опроса 90,8% родителей считают, что дошкольное образование доступно. Полностью удовлетворены пребыванием ребенка (детей) в детском саду 81,1% родителей, 16,8% скорее удовлетворены, чем нет. 78,2% считают, что дети в детском саду могут получить необходимое развитие и подготовку к школе (15,1% считают, что скорее получат, чем нет).
Выводы. Результаты проведенного мониторинга должны послужить основой для разработки и внедрения управленческих решений, направленных на оптимизацию образовательного процесса и создание благоприятных условий для обучения и развития воспитанников. Это подразумевает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка, а также корректировку обучающих программ и методик в соответствии с уровнем их развития. Таким образом, мы сможем повысить качество дошкольного образования, обеспечивая равные возможности и условия для реализации потенциала всех детей.
Актуальность исследования. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания (воспитания и образования) детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Все перемены стали результатом длительных (некоторые велись начиная с 1960-х годов) экспериментов и исследований педагогов и психологов разных стран. Таким образом, сегодняшняя трансформация педагогики детей младшего возраста (от 0 до 8 лет) стала результатом крупнейших научных исследований (Комарова, Тищенко, 2023). Статья посвящена изучению вопроса, как менялись программные документы в России и какие исследования этому предшествовали. Особенно это важно сегодня, когда на протяжении 10 лет трижды радикально менялись программные документы системы дошкольного образования.
Цель исследования: представить и проанализировать логику появления разнообразных документов системы дошкольного образования в России, к созданию которых были причастны великие ученые, какие проблемы дошкольного образования и как они решали, насколько оправданы были эти решения для создания условий выживания, воспитания и развития человека.
Описание хода исследования. Исследование опиралось на анализ материалов из четырех групп источников. Первая группа – архивные материалы, охватывающие период с 1900 по 1975 год, связанные с деятельностью Н.П. Сакулиной, и с 1908 по 2020 год, связанные с деятельностью Т.С. Комаровой. К архивным источникам относятся Отчеты научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук по научной деятельности, подготовленные Т.С. Комаровой в качестве заместителя директора по науке НИИ дошкольного воспитания для АПН СССР; записи Т.С. Комаровой о пребывании американских психологов, в том числе Ури Бронфенбреннера на Международном психологическом конгрессе в Москве. К первой группе относятся материалы совещаний по подготовке Концепции развития системы дошкольного образования (2022–2023) И.И. Комаровой. Вторая группа – книги и статьи, посвященные исследованиям по истории формирования системы дошкольного образования в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. Эти материалы были использованы ранее при разработке курса и методического пособия для Государственной академии просвещения. Третья группа – исследования, осуществленные международными исследовательскими группами и международными институтами по формированию образовательной политики для детей младшего возраста (Комарова, Чаброва, 2022). В эту группу вошли и зарубежные диссертации, посвященные изучению советского опыта после публикации книги У. Бронфенбреннера о Программе дошкольного воспитания в СССР (Бронфенбреннер, 1976). Четвертая группа источников – сами программные документы, регламентирующие государственную политику в отношении дошкольного воспитания и дошкольного образования в России, начиная с середины XIX века и по настоящее время.
Результаты исследования. Был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в России, ее взаимосвязь с тенденциями в различных странах мира. Анализ источников позволил установить преемственность разных этапов развития русской дошкольной педагогики и психологии, ее ориентацию на научную базу и практическую логику.
Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.
Обоснование проводимого исследования. Актуальность исследуемой темы обоснована сензитивностью старшего дошкольного периода детства для развития понимания собственных эмоциональных переживаний. Ввиду этого разработано множество программ, направленных на формирование произвольного выражения эмоций детьми дошкольного возраста с помощью развития понимания эмоций. Однако в таких программах используются разнонаправленные средства развития понимания эмоций. Это позволяет предположить неполноту использования потенциала понимания ребенком эмоций для развития произвольного выражения эмоций в этих программах.
Цель исследования: теоретический анализ программ, направленных на развитие понимания ребенком эмоций.
Методы. Методом выступил сравнительный анализ. Предметом анализа стали задачи и содержание программ. Анализ задач проводился относительно их функций для формирования произвольного выражения эмоций. Анализ содержания проводился с позиции развития мотивационной составляющей и с позиции развития произвольного поведения.
Выборка. Для исследования были выбраны программы, направленные на развитие понимания эмоций. Исследуемые программы представлены в рецензируемых изданиях или соответствуют ФГОС ДО. В общей сложности было проанализировано 12 программ, из них 6 парциальных и 6 комплексных.
Результаты. В задачах, средствах и мотивационных составляющих анализируемых программ отражаются ценностные ориентиры программы, направленные или на развитие понимания ребенком собственных эмоций, или на развитие понимания эмоций окружающих. Оба представленных ценностных ориентира необходимы для формирования произвольного выражения эмоций. Тема понимания эмоций имеет широкий потенциал для формирования стремления ребенка к произвольному выражению эмоций через развитие внеситуативно-личностного общения. Основными средствами овладения произвольным выражением эмоций являются стратегии поведения и правила поведения. Стратегии поведения как средства формирования произвольного выражения эмоций характеризуются утилитарностью. Правила поведения характеризуются ориентированностью на осознание целостной ситуации.
Заключение. В статье разработаны рекомендации для формирования произвольного выражения эмоций с помощью развития понимания эмоций.
Обоснование проводимого исследования. Статья представляет обобщенный взгляд на проблему применения единых требований к организации обучения и воспитания дошкольников с нарушениями в развитии. Авторы обращают внимание на широкую дифференциацию особых образовательных потребностей внутри категории «дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», связанную с психофизическими особенностями и социальной ситуацией развития каждого ребенка.
Цель. На основе сравнительного анализа проиллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации.
Методы. Проведен сравнительный анализ федеральных и региональных нормативных, методических документов по организации дошкольного образования, теоретический анализ методологии определения содержания и механизмов адаптации образовательных программ, анализ данных деятельности дошкольных образовательных организаций по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья с 2015 по 2022 гг. по результатам научных и просветительских мероприятий для педагогического сообщества.
Ход исследования. Авторами анализируются типовые профессиональные трудности и запросы специалистов, участвующих в разработке программ обучения и воспитания детей с ОВЗ на основе многолетних исследований, в том числе по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». В данном исследовании приняли участие 836 специалистов из 51 субъекта Российской Федерации.
Результаты. Систематизированы разные методологические подходы к разработке АОП. Обсуждается динамика освоения перечня возможных результатов, которая определяется качеством и системностью в организации специальных образовательных условий.
Выводы. В статье предпринята попытка иллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации. Рассмотрены методологические основы разработки адресных адаптированных программ воспитания и обучения, а также целевые ориентиры, отражающие искомые результаты личностного развития разных нозологических групп детей. В качестве рекомендаций предлагается обратить внимание на содержание и формы реализации дополнительных профессиональных образовательных программ педагогических и непедагогических работников единой мультидисциплинарной команды. Впервые проведен анализ вариативной структуры ФАОП на основе общности принципов включения в образовательную среду разных нозологических групп детей дошкольного возраста.
В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Республики Узбекистан, раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы Республики Узбекистан, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Узбекистана в условиях модернизации системы дошкольного образования Республики. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих в Республике Узбекистан подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество.
Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Республики Узбекистан, определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно-историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.
Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях развития национальной системы дошкольного образования Республики Узбекистан, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников.