СДО - 2013. - №10
Панорама событий
СДО - 2013. - №10
с. 6–7
ПОДРОБНЕЕ
2496
Современный рынок предлагает большое количество разных учебников, развивающих пособий, методик. Причем их качество довольно часто оставляет желать лучшего. Учебники изобилуют ошибками разного характера. Тема качества учебной литературы на протяжении последних лет волнует практически всех. В таких условиях необходима экспертиза учебников. Согласно новым правилам все учебники должны проходить теперь пять экспертиз, включая общественную. В Росийской государственной библиотеке состоялось подписание соглашения о создании Объединенного совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.
Специальный репортаж
Третья международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
СДО - 2013. - №10
с. 8–13
ПОДРОБНЕЕ
2898
В Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошла III Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». В ее работе приняли участие представители 18 стран. Проблемы воспитания подрастающего поколения волнуют людей в разных уголках планеты, потому обмен опытом, технологиями и методиками образования имеет особое значение.
СДО - 2013. - №10
с. 14–19
ПОДРОБНЕЕ
3710
Осенью в Москву на конкурс «Воспитатель года» съезжаются лучшие педагоги, победители региональных конкурсов, чтобы в очной борьбе определить лучшего. Выступать на всероссийском конкурсе – это непривычная работа для педагога, надо стать оратором, публичным человеком, немного артистом и вместе с тем профессионально, точно и кратко представить свой уникальный опыт. В этом году на конкурс приехали представители 60 регионов: 48 воспитателей, по три музыкальных руководителя и учителя-логопеда, по два педагога дополнительного образования, педагога-психолога, инструктора по физической культуре.
Актуальное интервью
СДО - 2013. - №10
с. 20–26
ПОДРОБНЕЕ
3206
Один из парадоксов развития человека состоит в том, что, происходя, оно может «проходить мимо» него. Ребенок может не только овладевать знаниями или умения – у него возникает некоторый новый ресурс возможностей, которыми он ранее не обладал. Но эта новизна не открывается ему как нечто значимое, он «не видит» себя в своих достижениях и свершениях. Главная проблема образования – в том числе, развивающего – на всех его ступенях состоит именно в этом. Ведь образование – уникальная развивающая практика, внутри которой сами возможности ребенка составляют ядро ее содержания. Эта проблема рассматривается в контексте введения ФГОС дошкольного образования, который и призван превратить его в такую практику.
Ключевые слова:
СДО - 2013. - №10
с. 28–32
ПОДРОБНЕЕ
3991
Нина Гавриловна Салмина, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. Главное направление ее работы – исследование закономерностей процесса усвоения знаний, диагностика познавательной деятельности, разработка обучающих программ. Тема докторской диссертации: «Структура, функционирование, формирование знаково-символической деятельности». В результате исследования выделена структура знаково-символической деятельности, ее виды, особенности развития семиотической функции в онтогенезе; разработаны формирующие программы по введению в мир символики для разных возрастных ступеней. Нина Гавриловна участвовала в разработке обучающих программ для детей дошкольного возраста и начальной школы. Проблема диагностики познавательного развития исследуется в плане разработки показателей и диагностических методик по определению готовности детей к школе. Особое место занимает проблема разработки принципов построения учебного предмета и реализации их в конкретных обучающих программах.
Психолог в детском саду
СДО - 2013. - №10
с. 34–39
ПОДРОБНЕЕ
2992
В статье, написанной в научно-популярном стиле, адресованной родителям дошкольников и представленной в вопросно-ответной форме, говорится о том, что чтение детям сказок является необходимым элементом подлинного воспитания и построения конструктивных отношений детей и родителей на долгое время. Начинать читать сказки можно с первых недель жизни ребенка, поскольку важнее в этот период является не понимание сути текстов, а скорее содержательное наполнение эмоционально-личностного общения с родителями. Первыми сказками в культуре русского народа, с которыми знакомится ребенок, оказываются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Именно они несут в себе важнейшие смыслы и ценности, характеризующие менталитет русского народа и отражающие его архетипы. Читать сказки детям необходимо с учетом реакций ребенка на текст и не настаивать на чтении в случае негативного восприятия сказки. «Страшные» сказки следует включать в набор текстов для чтения в соответствии с возрастно-индивидуальными особенностями ребенка. При этом такие сказки необходимы детям для овладения умениями справляться с эмоциями страха в ситуации переживания их в достаточно безопасных условиях. Сам процесс чтения сказок должен быть сдержанным, спокойным, не провоцирующим у детей негативные эмоциональные проявления. До пяти-шести лет у многих детей сохраняется магическое мышление, они искренне верят в существование волшебства, колдунов, в возможность превращений людей в других существ, поэтому нужно с осторожностью применять сказки, где все это присутствует. После пяти лет детям будут интересны волшебные сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева». Многократные повторения сказки необходимы детям для сохранения уверенности в устойчивости мира и удовлетворения важнейших актуальных потребностей. Сказки нужны детям, они являются той питательной средой, в которой развивается детская психика, закладываются основы мировоззрения, системы убеждений, ценностей, национального самосознания.
Ключевые слова:
СДО - 2013. - №10
с. 40–48
ПОДРОБНЕЕ
3422
Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе, и факторов успешности школьного обучения показывает отчетливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и выделении психологических факторов успешности в обучении отчетливо преобладал набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, – прежде всего уровень когнитивного развития, концентрация, память, логическое мышление, координация глаз – рука и т.п., то в настоящее время исследователи придают гораздо большее значение другим факторам. Отмечается важная роль социального и эмоционального компонента в обучении, а развитие социальной и эмоциональной компетентности становятся важнейшими целями школьного обучения. В ряде исследований была выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка – центральным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи все чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно являться важнейшей целью воспитания и обучения в семье и школе. Автор знакомит читателей с понятием «эмоциональный интеллект» и представляет программу эмоционального воспитания, разработанную в США профессором Джоном Готманом – одним из авторитетнейших исследователей в данной области.
Мировой опыт
СДО - 2013. - №10
с. 56–71
ПОДРОБНЕЕ
2136
Перевод данной модельной программы на русский язык был вдохновлен образовательной поездкой делегации Республики Саха (Якутия) в Данию в рамках подготовки проекта «Инновационное развитие системы дошкольного образования». Проект финансируется за счет займа Всемирного банка и софинансируется республиканскими бюджетами. Цель поездки состояла в том, чтобы познакомиться с современной системой дошкольного образования Дании, а также в изучении современных подходов к архитектуре и строительству детских садов. Близкое знакомство с подходами к развитию инфраструктуры дошкольного образования в Дании открыло для группы данную модельную программу. Дошкольное образование Дании базируется на трех основных принципах – свобода выбора, обучение взаимодействию в коллективе, отсутствие авторитарности. Аналогичные принципы применяются и в проектировании и строительстве современных детских садов.
Юридическая консультация
СДО - 2013. - №10
с. 72–78
ПОДРОБНЕЕ
2394
Статья посвящена актуальным вопросам деятельности дошкольных образовательных организаций при получении ими лицензии на реализацию программ дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес множество новых элементов в регулирование системы образования, в том числе в части, касающейся дошкольного образования. Среди основных новшеств следует упомянуть предоставление индивидуальным предпринимателям, ведущим свою деятельность с привлечением педагогических работников, возможности получения лицензии на ведение образовательной деятельности. В статье приведено описание процедур получения, прекращения лицензии, процедуры проверки полноты и достоверности представленных дошкольными образовательными организациями заявления и сведений с точки зрения их регламентации нормами Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важное место в статье также отведено характеристике лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Ключевые слова:
- Комментарии
Загрузка комментариев...