Родители
в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.
Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
Актуальность исследования. В статье широко рассматривается вопрос просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов. Проблема просвещения родителей актуальна уже более столетия. За этот период она трансформировалась от простой трансляции информации и ликвидации безграмотности родителей в вопросах здоровья, развития, воспитания детей до деятельности, являющейся одной из мер государственной поддержки родителей, способа формирования поколения осознанных и компетентных родителей.
Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке содержательной стороны просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Авторы статьи предлагают проследить динамику подходов социума к просвещению родителей, раскрывают ключевые особенности феномена современного родительства. Современные родители, живущие в век широкого доступа к информации, продолжают испытывать сложности в семейном воспитании. Однако их потребности связаны уже не с информированием, а с помощью в критическом анализе информации, отборе той, что поможет их воспитательной практике, формировании навыков компетентного и эффективного родительства.
Результаты исследования. Реализации задач психолого-педагогической поддержки и помощи в становлении компетентного родительства способствует просветительская деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций. Статья содержит краткую характеристику разработанной Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. Программа разработана Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках разработки мер государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).
Выводы. В Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представлено содержание, которое может выступать ориентиром для педагогов ДОО в просветительской деятельности.
Актуальность тематики статьи. В статье рассмотрены характерные особенности стиля родительского отношения «Строгость санкций» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе полученных эмпирических данных по методикам Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, В.Д. Шадрикова, Д.А. Леонтьева, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, анализируется понятие «рефлексивный портрет личности». Выявлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения. Также авторами был составлен рефлексивный портрет матери с данным стилем родительского отношения, согласно которому четко видны рефлексивные стратегии и тактики поведения матери при общении с ребенком. Также представлена ментальная карта и алгоритм консультативной работы с матерью.
Цель. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля родительского отношения «Строгость санкций» с особенностями рефлексии матери. На примере данного стиля родительского отношения к ребенку показаны причины, препятствующие формированию психологического благополучия ребенка.
Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Респонденты имеют высшее образование (67%), состоят в браке (51%), работают (70%) и имеют более одного ребенка (45%). Использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0».
Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности.
Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совместного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания.
Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста.
Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре.
Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования.
Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество.
Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.
В настоящее время в нормативных документах не содержится четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников в детском саду. Актуальной проблемой становится разработка в каждом ДОО механизма собственной оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями. Выборка – педагоги-психологи ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга, участники исследования с 2003 по 2019 г.
В работе использовались методы исследования: теоретический анализ нормативных, научных источников; анализ результатов аттестаций педагогов-психологов ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга; опрос, беседы и наблюдение деятельности педагогов - психологов ДОУ и ДОО Ленинского района г. Екатеринбурга с 2003 по 2019 гг.; метод анализа данных годовых отчетов педагогов-психологов по работе с родителями с официальных сайтов детских садов РФ за 2015–2019 г.; анализ информации городских и областных методических совещаний педагогов-психологов г. Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования показали, что в профессиональном стандарте «Педагог-психолог» трудовые функции / действия зависят от вида, типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки уровня компетентности специалистов в работе с родителями, не содержащие четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога. Многие специалисты в оценке своей работы по взаимодействию с семьями воспитанников смешивают понятия «компетентность», «эффективность» и «результативность».
Главными критериями эффективности, по их мнению, являются результаты самооценки и самоанализа профессиональной деятельности, удовлетворенность родителей деятельностью специалиста, направленность родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты, а также количество родителей, получивших различные виды психологической поддержки и сопровождения. Для практического применения автором предлагаются комплексные критерии оценки эффективности деятельности педагогов-психологов по взаимодействию с родителями, включающие количественный, качественный критерии, критерии экспертной и общественной оценки, а также критерий самооценки. Это позволит улучшить условия психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников для совпадения потребностей родителей в психологических услугах с целями и задачами детского сада по формированию ценностей дошкольного детства с приоритетом родительского воспитания.