Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Цифровая трансформация в ДОО

    Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19
    СДО - 2022. - №2 с. 30–39
    Веракса А.Н. , Чичинина Е.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1176
    В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 года в России начался карантин, который существенно изменил условия жизни, в частности повлиял на то, как взрослые и дети пользуются цифровыми устройствами. Цифровизация играет существенную роль в развитии детей дошкольного возраста, поэтому крайне актуально изучать, как дошкольники стали пользоваться цифровыми устройствами в новом социальном контексте. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в 2021 году с 495 детьми 6–7 лет было проведено интервью о том, как они используют цифровые устройства. Ответы на это интервью были сравнены с ответами на вопросы аналогичного интервью, проведенного в 2019 году с 417 детьми 6–7 лет. Показано, что при ответе на вопрос о том, для чего люди используют цифровые устройства, дети в 2021 году называли больше вариантов использования, чем в 2019 году до пандемии, и эти варианты стали более разносторонними. Кроме того, дети стали значимо чаще говорить о том, что цифровые устройства могут использоваться для работы и обучения, и сами стали их чаще использовать для образовательных целей. При этом многие привычные цифровые практики остались неизменными за 2 года. Например, по-прежнему дети в основном используют цифровые устройства для игр. Среди ответов о любимой цифровой деятельности в 2021 году стали чаще звучать ответы не только из категории развлечений, но и из категории «психологическое средство».
    В 2021 году стало больше детей, пользующихся цифровыми устройствами каждый день, и меньше – только по выходным. Во время пандемии дети стали чаще пользоваться цифровыми устройствами вместе с родителями, сиблингами и друзьями. По итогам проведенной работы уточнены рекомендации для родителей по оптимальному использованию цифровых устройств дошкольниками.
    Ключевые слова: дошкольный возраст пандемия COVID-19 цифровые устройства экранное время цифровизация
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
    Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования
    СДО - 2020. - №3 с. 4–16
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1221
    В статье проведен экспресс-анализ цифровых ресурсов для дошкольного образования. Определены проблемы и перспективы их использования в практической деятельности воспитателей детских садов. Установлено, что цифровой контент для дошкольного образования имеет большое количество недостатков: наличие ошибок орфографического, лексического, синтаксического, структурно-смыслового характера, отсутствие методических указаний при подаче дидактических материалов, большое количество бессмысленных фраз непонятного происхождения и др. Использование такого контента отрицательно влияет на развитие когнитивных функций ребенка: понимания, осмысления, запоминания, воспроизведения. Это отражается на связной речи детей. При диагностике связной речи как показателя развития когнитивных функций детей мы учитывали количество правильно отраженных ими: 1) микротем (подтем – о чем или о ком они говорят); 2) основных ядер информации (главных мыслей смысловых сегментов речи или абзацных предложений); 3) средств МФС – средств межфразовой связи (лексических повторов – существительных, местоименных и синонимических замен, единства видовременных форм глаголов-сказуемых, особой роли обстоятельственных слов и др.). Именно эти показатели отрицательно характеризуют дидактический материал, содержащийся в цифровых ресурсах. Педагогический эксперимент, проведенный нами в детских садах Татарстана в 2017–2019 гг., предполагал две стратегии. Согласно первой стратегии, работа с текстом проходила в форме сказкотерапии и включала чтение сказки в условиях музыкального и видеосопровождения. Вторая стратегия работы над сказкой включала (кроме чтения, музыкального и видеосопровождения) физические музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения выполнялись во время паузы после завершения чтения каждого микротекста сказки по специальным рисункам. Эффективность работы с текстом по итогам реализации этих стратегий существенно возрастала: росло количество детей, способных передать в пересказе микротемы, главные мысли смысловых сегментов или абзацных предложений, средства МФС.
    Ключевые слова: когнитивный связная речь цифровые ресурсы музыкально-ритмический упражнения текст микротекст абзац межфразовая связь
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10070
    Гаджеты в детском саду: образ, представления и реальность. Исследование перспективы ребенка
    СДО - 2025. - №3 с. 26-42
    Тюменцева Н.С. , Крашенинников-Хайт Е.Е. , Холодова О.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    152

    Актуальность. Цифровые технологии играют все более важную роль в различных областях, в том числе и в образовании. Однако несмотря на широкое распространение, на теоретическом уровне специфика цифровой среды и ее влияние на дошкольников изучены недостаточно. Важно понять место и роль гаджетов в детском саду, чем они могут обогатить социальную ситуацию развития ребенка, какова роль взрослого.

    Цель. Изучить представления детей 6–7 лет о желаемом личном телефоне (внешний вид, функции), проанализировать связь между особенностями представлений о телефоне и использованием его в группе в условиях принципиально отличающихся педагогических подходов к гаджетам.

    Выборка. В исследовании участвовали 47 детей 6–7 лет, из них 25 девочек и 22 мальчика из 9 дошкольных групп 3 образовательных организаций. Педагоги в этих группах по-разному относятся к использованию цифровых средств.

    Методы. Исследование выполнено на основе мозаичного подхода, в котором дети являются ко-исследователями. Основные методы — рисование с комментариями и интервью. Для анализа количественной составляющей применялся непараметрический критерий Манна-Уитни.

    Результаты. Качественный анализ детских ответов и интерпретации детских рисунков показал, что телефон является важным предметом для дошкольника, дети осведомлены о его возможных и реальных приложениях. Дети планируют использовать телефон прежде всего для развлечения и игр, также коммуникации и меньше для поиска информации; в группах, где телефон не используется педагогом в работе с детьми, дети больше уделяют внимание его внешнему виду (чехлу, телефон выглядит как питомец с ушками и хвостиком), а в группах, где педагоги активно используют гаджет, — функциям, они немного разнообразнее, включая придуманные под задачи ребенка. Представления мальчиков и девочек о функциях телефона в целом похожи, есть некоторые отличия (например, девочки больше хотят звонить и использовать приложения для заказа услуг и покупок, а мальчики — играть).

    Выводы. Тема гаджетов актуальна для дошкольников, при этом существует разброс мнений детей об использовании телефона в детском саду: от репродуктивного использования (например, игры в телефон) до редкого продуктивного использования (создания ролика о себе и друзьях) и включения цифровых устройств в уклад сада; важна позиция взрослого — в группах, где педагог активно использует гаджеты как культурное средство, в детских рисунках телефонов наблюдается большее разнообразие типов приложений и выбор продуктивного использования для решения конкретных ситуаций — например, поиска информации.

    Ключевые слова: дошкольники и гаджеты представления детей о телефоне педагогические подходы цифровые технологии психология дошкольника
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-3129-26-42
    Годовщина Ташкентской декларации «Tashkent+1»
    СДО - 2023. - №6 с. 4-7
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    695
    Чуть больше года прошло с того момента, когда в Ташкенте завершила работу Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Трансформация дошкольного образования», собравшая 150 министров из разных стран мира. Итогом конференции стало принятие «Ташкентской декларации», в которой были зафиксированы основные направления развития дошкольного образования на долгие годы вперед. Декларация призывает к созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, начиная с самого раннего возраста, а также к обеспечению доступа к качественному дошкольному образованию для всех слоев населения. Материалы об итогах конференции были опубликованы в журнале «Современное дошкольное образование» за 2022–2023 годы.
    Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
    СДО - 2019. - №6 с. 50–57
    Денисенкова Н.С. , Красило Т.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2509
    В статье рассматриваются тенденции развития детей дошкольного возраста, связанные с особенностями современной социализации. Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации. Для определения и описания новой грани социализации ребенка используется термин «цифровая социализация». Ее характеризуют следующее: использование детьми высокотехнологичного арсенала цифровых устройств, длительность нахождения ребенка в онлайн-пространстве, возрастание рисков, связанных с онлайн-средой, увеличение технической грамотности детей по сравнению с родителями, снижение универсальности фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях и др.
    Ключевые слова: культурно-исторический контекст детства современное детство взрослый социализация цифровая социализация
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
    Захаренкова В.В. Использование средств ИКТ в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
    СДО - 2017. - №3 с. 70–78
    Захаренкова В.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2139
    Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации
    СДО - 2024. - №4 с. 24-36
    Белова Е.С. , Шумакова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1075
    Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду.
    Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
    Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
    Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
    Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
    Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
    Ключевые слова: игра игровое взаимодействие дошкольники родители старший дошкольный возраст развивающая микросреда интеллектуальное развитие цифровизация
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
    Комарова И.И. Детский сад и риски цифровой трансформации
    СДО - 2022. - №2 с. 4–15
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1514

    Актуальность. Тема цифровой трансформации сегодня необычайно актуальна, однако ее использование применительно к детям младшего возраста, то есть от 0 до 8 лет, всегда вызывает немало вопросов у тех, на ком лежит ответственность за их здоровье и развитие. Представители науки придерживаются диаметрально противоположных точек зрения на эту проблему. Одни считают, что технологии вредят детям, другие полагают, что раз уж человечество получило подобное направление в развитии, то несмотря на негативное влияние цифровой трансформации, ее использование неизбежно и детям придется погружаться в мир технологий. Чтобы ответить на вопрос, что правильно, а что нет, приходится детально разбираться в происходящих процессах. Однако, тема цифровой трансформации, принятие программы «Цифровая трансформация образования»** заставляет нас предпринимать срочные меры, которые не всегда обоснованы. Для их обоснования требуются серьезные исследования.

    Цель исследования заключается в выявлении проявлений цифровой трансформации в дошкольных организациях и их систематизации, учитывая:

    • основные направления развития цифровых технологий, которые используются в воспитании и образовании детей младшего возраста в России и за рубежом;
    • исследования, касающиеся поведения детей, их физического состояния, развития когнитивных и некогнитивных способностей в зависимости от цифровых технологий в России и за рубежом;
    • изменение детских предпочтений в использовании цифровых технологий в зависимости от цифровой трансформации общества.

    Описание хода исследования. Исследование информационных технологий велось с 2000 года и состояло в постоянном мониторинге зарубежного и российского законодательства по указанной теме, переводе публикаций, переписке с авторами, уточнении деталей.

    Результаты исследования. В результате исследования был собран материал опросов, проводимых различными фондами и университетами, посвященных использованию детьми новых технологий.

    Заключение. На современном этапе развития сильно расширился спектр цифровых технологий, которыми пользуются дети с самого раннего возраста. Подходы системы образования и родительского сообщества не изменились. Те угрозы, которые несут с собой технологии и которые исследователи и общество видели и фиксировали ранее, изменились значительно. А попытки регулировать их воздействие на детей изменились мало.

    Ключевые слова: дошкольное образование дети младшего возраста цифровая трансформация роботы информационно-коммуникационные технологии медиа
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15
    Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации
    СДО - 2018. - №8 с. 16–25
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    3551
    Мир сегодня совсем другой, чем был 10 лет назад. Параметры нового мира определяются четвертой технологической революцией. Но не только. В статье рассмотрены черты будущего, которые определяют ближайшую перспективу (политические прогнозы), среднесрочные прогнозы (технологические) и длительные прогнозы (определяемые изменениями космических масштабов). На каком-то уровне, как правило, на втором и третьем, система образования вообще и система дошкольного образования в частности перестает учитывать происходящие изменения. Аналогично мы подходим и к процессу цифровизации, который планируем на ближайшую перспективу, но не учитываем влияния прогнозов среднесрочной перспективы. Вместе с тем, существуют определенные закономерности и соотношения между различными уровнями прогнозирования, и не учитывать их влияния на систему образования и ее технологические изменения невозможно. В статье делается вывод о важности при разработке образовательной политики учитывать все три уровня прогнозов, иначе есть опасность не обеспечить образование детей, живущих в условиях четвертой технологической революции.
    Ключевые слова: цифровизация дошкольное образование технологическая революция цифровое образование образовательные парадигмы
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
    Кривцова Т.В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей
    СДО - 2022. - №2 с. 16–29
    Кривцова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1508

    Актуальность. В период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, многие дошкольные образовательные организации столкнулись с необходимостью осуществлять образовательную деятельность в цифровом формате. Традиционные формы работы с дошкольниками переносились в формат дистанционного взаимодействия, что негативно сказывалось на качестве образовательной деятельности и вовлеченности субъектов образовательных отношений. Возникла необходимость трансформации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников и специфики реализуемых образовательных программ. В статье представлено описание идей, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды.

    Цель исследования. Рассмотреть возможные подходы к разработке цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте возможностей для проектирования и реализации новых форматов образовательной деятельности, альтернативных вариантов формирования развивающей предметно-пространственной среды, а также поддержки семьи в условиях реализации цифрового сегмента образовательных программ дошкольного образования.

    Методы исследования. Экспертный анализ практики работы детских садов в процессе использования ими ресурсов цифровой среды для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

    Ход исследования. Разработка подходов к формированию цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольного образования, позволяющих реализовывать образовательную деятельность с использованием ресурсов цифровой среды, соотнесение разработанных подходов с ключевыми нормами и смыслами, заложенными в требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Результаты. Сформулированы подходы и механизмы, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды, модернизировать подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и образовательного сотрудничества с семьей в процессе освоения ребенком образовательной программы дошкольного образования.

    Выводы. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, специалистам в области повышения квалификации и профессионального совершенствования педагогов системы дошкольного образования, составлять основу для профессионального обсуждения вопросов, связанных с цифровизацией дошкольного образования.

    Ключевые слова: цифровой сегмент образовательной программы дошкольного образования цифровая образовательная среда сквозные механизмы развития ребенка дошкольного возраста образовательный медиапродукт
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29
    Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: родительское участие
    СДО - 2025. - №2 с. 4-13
    Родова С.Д. , Веракса А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    724

    Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста, что оказывает значительное влияние на их общее развитие, включая формирование регуляторных функций. Участие родителей в процессе цифровой активности ребенка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на становление регуляторных механизмов у дошкольников, одновременно влияя на уровень эмоционального выгорания родителей.

    Цель. Изучение связи использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста с уровнем развития у них регуляторных функций при учете уровня родительского выгорания и участия родителей в использовании их детьми цифровых устройств.

    Выборка. В исследовании приняли участие 115 детей (61,7% мальчиков, 38,3% девочек) в возрасте 5–6 лет (Мвозраст = 5,8 лет; SD = 3,628), обучающихся в подготовительных группах детских садов г. Моск­вы, а также их родители.

    Методы. Для диагностики развития регуляторных функций (рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости) были использованы диагностический комплекс NEPSY-II (субтесты «Sentences Repetition»; «Memory for Designs»; «Inhibition» и «Statue») (Korkman et al., 2007) и методика «Dimensional Change Card Sort» (Zelazo, 2006). Для изучения особенностей использования цифровых устройств дошкольниками была составлена анкета для родителей, которая охватывает такие параметры, как частота использования, наличие правил по использованию цифровых устройств. Для диагностики родительского выгорания был использован опросник Parental Burnout Assessment (Roskam et al., 2018 в адаптации Егоровой и Старченковой, 2019).

    Результаты. У детей, у которых в семье есть правило по ограничению времени использования цифрового устройства, лучше развита зрительная рабочая память. Параметр родительского выгорания не вносит вклад ни в одну из связей между совместным использованием цифровых устройств со взрослым и регуляторными функциями, а также между экранным временем и регуляторными функциями.

    Выводы. Показано, что наличие дома правил по использованию цифрового устройства связано с развитием регуляторных функций детей.

    Ключевые слова: дошкольный возраст регуляторные функции рабочая память когнитивная гибкость сдерживающий контроль цифровые устройства родительская медиация
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
    Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий
    СДО - 2022. - №5 с. 56-65
    Михайлова Ю.А. , Стожарова М.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    1559

    Актуальность тематики статьи. Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных проблем современности. Ее актуальность определяется рядом факторов: потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных, к современным цифровым технологиям, недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе, отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях, нехваткой оборудования для успешного обучения детей в цифровой образовательной среде. В статье рассматриваются возможности использования цифровой образовательной среды в образовательном процессе и ее влияние на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО.

    Описание хода исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Ульяновска. В эксперименте участвовали 80 детей 5–6-летнего возраста. В процессе диагностики использовались следующие методики: «Дифференциация цвета и формы» (выборочно использовался тест способности к обучению Г. Витцлака), «Определение степени сформированности действий логического мышления» (Н.Б. Венгер), «Цветные числа» (использовались палочки Дж. Кюизенера), «Вычислительные машины I» (использовалась игра А.А. Столяра), «Преобразование слов» (использовалась игра А.А. Столяра), методика Белошистой А.В. Исследование заключалось в определении и экспериментальном подтверждении педагогических условий интеллектуального развития старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды, разработке и внедрении системы, направленной на обучение детей основам компьютерной грамотности, формировании у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к овладению цифровыми средствами обучения.

    Результаты исследования. Выявлена эффективность работы по развитию интеллектуальных способностей детей 5–6 лет в процессе использования цифровой образовательной среды. После проведения формирующей работы высокий уровень развития интеллектуальных способностей выявлен у 12 детей (30%) экспериментальной группы, средний уровень наблюдается у 21 ребенка (52,5%) экспериментальной группы и низкий уровень показали 7 детей (17,5%) экспериментальной группы.

    Выводы. Использование цифровой образовательной среды существенно влияет на активное познание мира ребенком, его кругозор, любознательность, мотивы учебной деятельности. Было доказано, что процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если активно применять цифровые образовательные технологии, обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

    Ключевые слова: интеллектуальные способности цифровые образовательные технологии в дошкольном образовании информатизация образования компьютерные игры цифровые лаборатории робототехника
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-56-65
    Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома
    СДО - 2021. - №4 с. 68–79
    Сехудо М. дель К.Л. , Гутьеррес М.П. , Тена Р.Р.
    ПОДРОБНЕЕ
    1198
    Родители, педагоги и исследователи задаются вопросом, как цифровой и технологический мир влияет на маленьких детей в возрасте от 0 до 6 лет в семейных и домашних условиях. Настоящее исследование направлено на то, чтобы показать, как используются эти технологии, характеристики этого использования и отношения, которые дети устанавливают с технологиями, а также выяснить, существуют ли правила для подобного использования, и кто их устанавливает. Смешанная количественно-качественная методология с использованием «анкеты по использованию технологий в домашних условиях», полуструктурированных интервью и анализа собраний по вопросам образования в раннем детстве (ECEA) дала значительные результаты. Например, несмотря на быстрое внедрение планшетов или игровых приставок, телевизор по-прежнему остается любимым устройством среди юного поколения, за которым следуют мобильные телефоны. Результаты показывают, что дети тратят в среднем 92 минуты в день на просмотр телевизора. Кроме того, 92% из них имеют планшет и проводят в среднем 60 минут в день за компьютером или планшетом. Можно сделать вывод, что дети начинают получать доступ к ИКТ и пользоваться ими в возрасте двух лет.
    Ключевые слова: ИКТ дошкольное образование семейные привычки влияние технологий
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью