Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Развитие ребенка

    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей
    СДО - 2022. - №4 с. 32–49
    Мастеров Б.М. , Брофман В.В. , Текоева З.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    968

    Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности.

    Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей.

    Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайн- и онлайн-формате.

    Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности.

    Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.

    Ключевые слова: психотерапия психология развития гуманистическая психология терапия развитием коррекция опосредствование наглядное моделирование авторский символ
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
    Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками?
    СДО - 2021. - №1 с. 8–16
    Сухих В.Л. , Бухаленкова Д.А. , Якупова В.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1905
    Статья посвящена практическому аспекту развития саморегуляции дошкольников в игре. Во введении дано определение саморегуляции как многоаспектного конструкта, включающего регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения. Также предлагается определение регуляторных функций на основе модели А. Мияке. Обзор литературы охватывает результаты новых исследований, посвященных влиянию игры на развитие саморегуляции дошкольников. Рассмотрены исследования, показывающие эффективность сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, цифровых игр, а также связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. В заключительной части сформулированы практические рекомендации по применению игр в целях развития саморегуляции дошкольников. Даны рекомендации по выбору игр, наиболее подходящих для этой цели, их продолжительности, повышению вовлеченности детей в игру, нюансам организации игр. Подробно описаны условия, при создании которых разные виды игр (игры с правилами, сюжетно-ролевые, цифровые игры) наиболее эффективны. В приложении приведены названия и краткие описания цифровых и настольных игр, которые могут быть использованы для тренировки всех компонентов регуляторных функций.
    Ключевые слова: саморегуляция регуляторные функции произвольность дошкольный возраст игра развитие
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10091
    Габдулхаков В.Ф. Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования
    СДО - 2024. - №1 с. 32-43
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1089

    Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной (предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпирической базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской, Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида грамотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энтропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение.

    Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии недостаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и умений), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на предметную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности и методические средства предметной грамотности.

    В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на международных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследованы предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа).

    Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрированного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и другой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по развитию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональной грамотности.

    Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Ключевые слова: энтропия функциональная грамотность предметная грамотность стратегии модели негэнтропии дошкольное образование начальное образование
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
    Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки
    СДО - 2024. - №2 с. 22-32
    Крашенинников Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1099

    Актуальность. Проблемы театра кукол в детском саду анализируются в статье на пересечении двух областей психологического знания: психологии игры и психологии искусства. Постановка вопроса, в какой мере игра с дошкольниками в театр кукол является искусством и игрой и несет развивающий эффект, позволяет обнаружить новые особенности организации театрального процесса в детском саду.

    Цель. Изучение возможностей одного из видов театра кукол (театра Петрушки) для психологического развития детей дошкольного возраста.

    Методы. Исторический анализ; феноменологический анализ; анализ кейса (в статье проанализирован опыт постановки «петрушечных» спектаклей в ДО «Белый кролик» ГБОУ «Школа № 547» г. Москвы; изучено выстраивание внетеатрального пространства (как предметного, так и деятельностного), проектирование языковой среды спектакля).

    Ход исследования. В статье представлена краткая история театра Петрушки в России с его характерными свойствами: площадной характер, импровизация и нарушение принятых в определённых слоях общества норм; это помещает петрушечные представления в пространство «карнавальной культуры» М.М. Бахтина и русской смеховой культуры Д.С. Лихачёва. Предлагается рассмотрение театра Петрушки как формы работы с нормативным пространством, расшатывания его как с целью развития творческого отношения к норме, так и для раскрытия более глубоких взаимосвязей в окружающем мире.

    Результаты исследования. Превращение театра Петрушки в агитационное или детское представление с однозначной моралью лишает его специфики и заложенных возможностей. В статье изучается поведение дошкольника во время спектакля, которое может выражаться в непосред­ственной реакции на происходящее или в отстранённо-зрительском; обе позиции выводят детскую деятельность за пределы и игры, и искусства. «Петрушечный» театр, в котором нормой является натуральное и активное восприятие происходящего, становится опосредствующей формой, в которой происходит становление новой нормы соприкосновения с произведением искусства.

    Выводы. Театр Петрушки является культурной формой нарушения нормы: норма нарушается в нормативном, особо сконструированном пространстве театрального действия, когда нормативное пространство ребёнка расширяется, и открывается пространство возможностей для собственного творчества.

    Ключевые слова: развитие театр кукол смех нормативное пространство непосредственное и опосредованное восприятие создание новой нормы
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-22-32
    Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии
    СДО - 2024. - №1 с. 54-66
    Кривцова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1651

    Актуальность. Наблюдая современные процессы, происходящие в образовательном социуме, невозможно не отметить обозначившийся разрыв поколений и, как следствие, обесценивание культурных идеалов и ценностей среди молодежи и подрастающего поколения. В статье представлен опыт апробации педагогической технологии «Артефакт», основанной на ключевых идеях культурно-исторического подхода и призванной сделать культурные артефакты смысловым и ценностным ядром образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

    Ход исследования. В исследовании приняли участие 147 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Воронежской области. Исследованием предполагалось через знакомство дошкольников с культурным артефактом, восстановление культурных смыслов и контекстов спроектировать комплекс психолого-педагогических условий для освоения ребенком культурного образца и получить продукты детского творчества (детские артефакты), созданные на его основе.

    Результаты исследования. В каждой возрастной группе, участвующей в исследовании, были определены исходные культурные артефакты и на их основе посредством технологии «Артефакт» получены разнообразные детские артефакты с частичным или полным воспроизведением освоенных культурных образцов.

    Выводы. Культурный артефакт как точка входа в культуру при специальным образом спроектированных психолого-педагогических условиях является сообразным дошкольному детству объектом познания и источником культурного образца, предлагаемого ребенку для освоения в зоне ближайшего развития. Являясь частью или основой детского творческого продукта (детского артефакта), культурный образец становится частицей культуры будущего и важным условием формирования осознанного и ценностного отношения подрастающего поколения к культурному наследию. Таким образом, технология «Артефакт» была успешно апробирована в условиях реальных педагогических процессов детских садов и может быть рекомендована для решения задач, связанных с реализацией ценностно-ориентированного компонента образовательных программ и присвоением дошкольниками традиционных российских ценностей.

    Ключевые слова: культурно-историческая психология зона ближайшего развития культурный артефакт культурное развитие культурный образец детский артефакт педагогическая технология «Артефакт»
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66
    Мухина С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании
    СДО - 2017. - №1 с. 22–27
    Мухина С.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    3833
    В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.
    Ключевые слова: психомоторное развитие уровень психомоторного развития дошкольников технологии психомоторного развития дошкольников
    Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо»
    СДО - 2024. - №3 с. 58-72
    Степанова М.В. , Шевченко Л.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    1389

    Актуальность. Проектная деятельность в детском саду – актуальное направление, соответствующее современным образовательным стандартам и способствующее всестороннему развитию детей. Этот вид деятельности направлен на развитие творческих способностей, критического мышления, умения анализировать информацию и взаимодействовать со сверстниками. Проектная деятельность в детском саду открывает широкие возможности для развития личности ребенка, помогает детям стать более самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к решению сложных задач.

    Цель. Разработать и интегрировать в воспитательно-образовательный процесс серию мероприятий по культурному наследию, направленных на развитие детей раннего и дошкольного возраста.

    Выборка. В проекте «Золотое педагогическое кольцо», который продолжался в течение 19 месяцев, приняли участие 386 детей в возрасте от 2 до 7 лет из 24 групп раннего и дошкольного возраста детских садов АНО ДОО «МИР ДЕТСТВА». Рабочая группа проводила наблюдения до начала проекта и в процессе его внедрения. Были составлены и проанализированы более 400 протоколов наблюдений и анализа мероприятий, проводимых с детьми и педагогами.

    Методы. Основным методом исследования стали наблюдения за детьми и педагогами, которые проводились по методикам Н.А. Коротковой, П.Г. Нежновой, Л.С. Вакуленко, А.К. Золотовой, Е.В. Шакировой, Ю.А. Афонкиной и др. Для анализа занятий и других мероприятий использовалась разработки Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко, Н.С. Астафьевой и др. Также применялись SWOT-анализ, анализ Парето, показатели Key Performance Indicators (KPI), «Дерево причин и следствий» (ИСХРА).

    Результаты. Были разработаны более 150 авторских занятий и других методик, наглядно-дидактический материал (50 пособий). Также сформирована картотека литературы, включающая более 50 наименований. Для детей организованы и проведены более 200 мероприятий в 7 дошкольных учреждениях. В рамках работы с детьми организованы выставки творчества в каждом филиале, на которых были представлены рисунки, поделки, скульптуры, творческие панно из бумаги и другие творческие фантазии детей. Всего были проведены более 20 таких выставок. Также организованы более 25 мероприятий с родителями воспитанников. Для мини-музея разработаны 7 интересных программ.

    Выводы. Уникальный сетевой проект «Золотое педагогическое кольцо» является значимой инициативой, способствующей развитию детей и пробуждению их интереса к культурному наследию народов России. Методический материал может быть использован в российских дошкольных образовательных организациях и легко адаптирован под основную образовательную программу учреждения.

    Ключевые слова: детство дошкольное образование воспитание развитие инновационный подход проектная деятельность обучение игра творчество
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72
    Поливанова К.Н., Островерх О.С., Струкова А.С. Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте
    СДО - 2022. - №3 с. 16–24
    Островерх О.С. , Струкова А.С. , Поливанова К.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1432

    Актуальность тематики статьи. В современном образовании все большее внимание уделяется надпредметным результатам, таким как благополучие, социально-эмоциональное развитие, агентность (самостоятельность и инициатива) и т.д. В статье обсуждается рост значения одного из таких надпредметных результатов дошкольного образования – детской самостоятельности, приводятся примеры изменения международного дискурса, признание важности благополучия, социально-эмоциональных навыков, автономии и агентности (самостоятельности и инициативности). Кроме этого, описаны современные исследования факторов внешней среды (семейных и образовательных условий) формирования самостоятельности. Ставится проблема неопределенности используемых терминов и необходимости их доопределения.

    Целью работы было выявить и описать практики развития самостоятельности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Красноярска и описать образ самостоятельности, который реализуется в этих практиках.

    Описание хода исследования. В рамках работы было проведено качественное исследование, 14 тематических интервью с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций двух городов-миллионников РФ. Для разработки гайда интервью использовались материалы, предоставленные педагогами, работающими в русле идей Монтессори. Целью исследования было выявление отношения педагогов к новым ориентирам развития ДО, а также их представлений о возможности развития самостоятельности воспитанников и успехов в этой деятельности.

    Результаты исследования. Анализ ответов педагогов показал, что самостоятельность следует рассматривать в трех сферах – быту, игре и продуктивной деятельности. Проявления самостоятельности могут быть неодинаковыми. Самостоятельность связывается с заинтересованностью ребенка в выполняемой им деятельности, большое внимание уделяется способности ребенка закончить начатое им дело, что в более широком контексте самостоятельности представляется спорным.

    Наиболее трудным для педагогов оказалось описание принятых в их детском саду практик развития самостоятельности: педагоги или затруднялись их четко описать, или, напротив, называли все детские активности. Практически не удалось выявить признаки успешности педагогических усилий по развитию самостоятельности.

    Заключение. Полученные данные говорят об общем положительном отношении к необходимости развития детской самостоятельности, однако указывают и на трудности в реализации этой задачи. Так, обнаружено, что препятствие в развитии самостоятельности педагоги видят в небезопасности предоставления детям-дошкольникам свободы действий. Кроме того, можно утверждать, что конструкт «самостоятельность» не имеет четкого определения, и представления педагогов отражают эту неопределенность. Нами выявлено и отсутствие признанных, принятых методик развития самостоятельности, педагоги затрудняются дать оценку своей работе, высказывать суждения об эффективности той или иной деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности.

    Ключевые слова: детская самостоятельность автономия инициатива агентность педагогические практики в детском саду
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24
    Римашевская Л.С., Гультяева О.А. Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2022. - №3 с. 26–35
    Гультяева О.А. , Римашевская Л.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1468

    Актуальность тематики статьи. Способность оценивать себя, собственные достижения – одно из новообразований личности ребенка, появляющееся в дошкольном возрасте. Важность развития этой регуляторной способности для дошкольника в том, что она оказывает влияние на успешность ребенка в различных видах деятельности. Многочисленные исследования посвящены вопросам изучения самооценки в дошкольном, младшем школьном возрасте. Но в их содержании практически не раскрываются качественные характеристики самооценки старших дошкольников. Проведенный анализ детских суждений позволяет глубже понять современного ребенка в пространстве оценки и самооценки, исследовать своеобразие оценочного поля, в котором он развивается, а также переосмыслить способы поддержки положительной самооценки в педагогическом процессе ДОО.

    Целью исследования стало выявление особенностей самооценки старших дошкольников группы с нормой развития и ОНР.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 50 детей 6–7 лет. В каждой из обследованных групп приблизительно одинаковое количество мальчиков и девочек. Основную группу методов, которые использовали педагоги, составили беседы и метод включенного наблюдения за детьми в организованной деятельности на занятиях, естественной обстановке (играх, разговорах со сверстниками, на прогулке). Были составлены карты наблюдения, модифицированы существующие диагностические беседы, определены образовательные ситуации для оценивания. Фиксировалась выраженность и характер оценки детьми собственной деятельности. Дополнительная группа методов включила в себя экспериментальные методики по выявлению самооценки: В.Г. Щур «Лесенка», «Проба де Греефе», «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, «Какой я?», шкалы «Дембо – Рубинштейн».

    Результаты исследования. На основе результатов проведенных диагностик у большинства детей была обнаружена возрастная норма уровня самооценки. Неадек­ватно завышенная или заниженная самооценка была отмечена у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, с недостаточно развитым рефлексивно-критическим отношением к себе. Речевые нарушения (ОНР) не имеют особого влияния на уровень самооценки старших дошкольников. При рассмотрении качественных характеристик самооценки воспитанников было выявлено, что оценочные высказывания в повседневной речи детей редки и содержательно обеднены. Дети недостаточно владеют умениями оценки и самооценки. Естественная речевая среда не всегда обеспечивает ребенка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей шести-семи лет отличаются категоричностью и двухмерностью: делаю / не делаю, хорошо / плохо, нормально / ненормально, любят/ не любят и т.п.

    Выводы. Проведенный анализ суждений детей позволяет сделать вывод о значительно ограниченных представлениях дошкольников о себе, трансляции, повторении однообразных суждений взрослых. Образ ребенка-дошкольника обедняется, замыкается на послушании прилежании, неконфликтности, лишен ценностной ориентации, содержательности, многообразия.

    Ключевые слова: самооценка диагностика самооценки дети старшего дошкольного возраста условия развития самооценки
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-26-35
    Сергей Киселёв: «Дошкольный возраст – критический период для развития не только психических процессов, но личности ребенка в целом»
    СДО - 2021. - №2 с. 4–11
    ПОДРОБНЕЕ
    1905
    Сергей Юрьевич Киселёв – кандидат психологических наук, доцент. Заведующий лабораторией  клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Эксперт Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Рос­сийской Федерации по правам ребенка.
    Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет
    СДО - 2018. - №1 с. 19–29
    Силина О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    4708
    Субъектно-бытийный подход задает видение ребенка в условиях меняющегося мира, отмечая как влияние окружающей среды на развитие его личности, так и воздействие самого ребенка на внешний мир. Наиболее удобной описательной конструкцией, отвечающей этому требованию, являются психологические границы (или границы Я). Целью исследования является описание развитие феномена границ Я у детей от 2 до 7 лет. Лонгитюдное исследование проводилось с 2012 по 2017 год с использованием качественных методов: включенное наблюдение, моделирование (строительство дома), кейс-метод. В исследовании участвовала группа детей (14 человек), состав которой не менялся на протяжении указанного периода. Обнаружена динамика психологических границ от физических барьеров вокруг собственного тела к маркированию территории сначала физически (рисунки, игрушки, вещи), затем – вербально. Показано, что в отношениях с родными имеет место близкая дистанция и использование деструктивных способов защиты, в отношениях с незнакомыми – дистанцирование и конструктивные способы контроля и защиты границ. Психологические границы предстают многомерным явлением, имеющим пространственную и временную протяженность, обеспечивающим нахождение «внутри» и «вне» социума попеременно.
    Ключевые слова: детство границы Я контроль регуляция защита чувствование понимание активность психологических границ
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00002
    Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни
    СДО - 2018. - №3 с. 24–31
    Трушкина С.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2012

    Введение. Научный обзор посвящен проблеме влияния сильного либо продолжительного стресса на детей первых лет жизни, являющейся малоизученной как в психиатрии, так и в медицинской психологии. В основе исследования лежит сравнение клинических проявлений стрессовых расстройств у маленьких детей, описанных в современной медицинской и психологической литературе, с симптомами различных стрессовых расстройств у взрослых, отраженных в Международной классификации болезней МКБ-10.

    Результаты. В обзоре показано, что младенцы и дети раннего возраста страдают от стрессовых воздействий так же, как взрослые люди или более старшие дети, и им также может быть выставлен диагноз стрессового расстройства. При этом конкретные проявления расстройств и события-стрессоры у них могут отличаться. Рассмотрены такие специфические возрастные симптомы стрессовых расстройств, как посттравматическая игра, сепарационная тревога, регресс в развитии и др. Показано, что нарушения психического здоровья у маленьких детей, возникающие вследствие воздействия различных типов стрессоров – внезапного травматического события высокой интенсивности или хронической психотравмирующей ситуации, различаются по своим проявлениям и последствиям. Подчеркнуто, что наличие стрессового расстройства у ребенка может негативно сказываться на его развитии, отражаясь на познавательных процессах и социальных отношениях. Освещен вопрос принципиально важного значения материнско-детских и более широких семейных отношений для возникновения и течения стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, а также показана необходимость организации терапевтической помощи для обоих членов материнско-детской диады.

    Практическая значимость. Обзор адресован специалистам учреждений дошкольного образования и имеет цель информировать их о признаках стрессовых расстройств у детей первых лет жизни, с тем чтобы они могли первично их распознавать и инициировать обращение семьи за специализированной помощью к детскому психиатру или медицинскому психологу.

    Ключевые слова: раннее детство ПТСР расстройства адаптации посттравматическая игра материнско-детская диада
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00011
    Чернокова Т.Е. Методика диагностики произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2020. - №3 с. 18–30
    Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    3825

    Представлено обоснование необходимости разработки методики диагностики произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста; выявлены противоречия в исследованиях, посвященных вопросам развития саморегуляции в разных видах деятельности у детей; определены теоретические основания методики. В структуру произвольной саморегуляции включены способности к целеполаганию, моделированию условий деятельности, программированию действий и самоконтролю достижений. Показаны специфика проявления этих способностей в разных видах деятельности и особенности у детей дошкольного возраста.

    Методика включает четыре проблемные ситуации. Первая часть методики направлена на диагностику способностей к саморегуляции познавательной деятельности (метакогнитивных способностей). Вторая – на диагностику способностей к саморегуляции игровой деятельности (метаигровых способностей). Ситуации 1 и 3 предполагают гипотетическое включение ребенка в познавательную и игровую деятельность, в которых ему необходимо определить цель и задачи, условия реализации деятельности и программу действий. Ситуации 2 и 4 направлены на диагностику самоконтроля в познавательной и игровой деятельности, предполагают оценку ребенком «выполнения задания другими детьми».

    Результаты апробации свидетельствуют об относительно равномерном распределении обследованных детей по уровням развития способностей к саморегуляции в разных видах деятельности. Обнаружены тесные и умеренные корреляционные связи между показателями регуляторных способностей в познавательной и игровой деятельности. Вместе с тем гармоничный профиль метакогнитивных и метаигровых способностей показали только 8% обследованных детей.

    Произвольная саморегуляция у детей дошкольного возраста имеет свою специфику в разных видах деятельности, следовательно, для диагностики метакогнитивных и метаигровых способностей необходимо использовать разные диагностические задания. Результаты апробации методики свидетель­ствуют о возможности ее использования как в научных исследованиях, так и для диагностики психического развития детей дошкольного возраста.

    Ключевые слова: произвольная саморегуляция познавательная деятельность игровая деятельность метакогнитивные способности метаигровые способности целеполагание моделирование условий деятельности программирование действий и самоконтроль методы диагностики дети дошк
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10071
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью