Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ

    ТЕКУЩИЙ НОМЕР

    СДО - 2025. - №2
    • Телеграм СДО
    • Library ru
    • DOAJ

    Новости

    4 Мая 2025
    6 основных проблем в сфере дошкольного образования

    Дошкольное образование (ДО) — критически важный этап развития ребенка, закладывающий основу для будущего обучения. Однако педагоги и родители сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые могут препятствовать этому процессу.

    3 Мая 2025
    История дошкольного образования: раньше и сейчас

    Дошкольное образование уходит корнями в 1500-е годы. В этой статье мы исследуем происхождение дошкольного образования и множество факторов, которые делают эту область такой, какой она является сегодня.

    26 Апреля 2025
    Обсуждение законопроекта о регулировании психологической деятельности в Общественной палате РФ
    В Общественной палате РФ прошло обсуждение законопроекта «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации».
    Все новости
    • Статьи текущего номера
    • Популярные статьи
    • Подкасты
    Статьи текущего номера
    Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: родительское участие
    СДО - 2025. - №2 с. 4-13
    Родова С.Д. , Веракса А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    20

    Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста, что оказывает значительное влияние на их общее развитие, включая формирование регуляторных функций. Участие родителей в процессе цифровой активности ребенка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на становление регуляторных механизмов у дошкольников, одновременно влияя на уровень эмоционального выгорания родителей.

    Цель. Изучение связи использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста с уровнем развития у них регуляторных функций при учете уровня родительского выгорания и участия родителей в использовании их детьми цифровых устройств.

    Выборка. В исследовании приняли участие 115 детей (61,7% мальчиков, 38,3% девочек) в возрасте 5–6 лет (Мвозраст = 5,8 лет; SD = 3,628), обучающихся в подготовительных группах детских садов г. Моск­вы, а также их родители.

    Методы. Для диагностики развития регуляторных функций (рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости) были использованы диагностический комплекс NEPSY-II (субтесты «Sentences Repetition»; «Memory for Designs»; «Inhibition» и «Statue») (Korkman et al., 2007) и методика «Dimensional Change Card Sort» (Zelazo, 2006). Для изучения особенностей использования цифровых устройств дошкольниками была составлена анкета для родителей, которая охватывает такие параметры, как частота использования, наличие правил по использованию цифровых устройств. Для диагностики родительского выгорания был использован опросник Parental Burnout Assessment (Roskam et al., 2018 в адаптации Егоровой и Старченковой, 2019).

    Результаты. У детей, у которых в семье есть правило по ограничению времени использования цифрового устройства, лучше развита зрительная рабочая память. Параметр родительского выгорания не вносит вклад ни в одну из связей между совместным использованием цифровых устройств со взрослым и регуляторными функциями, а также между экранным временем и регуляторными функциями.

    Выводы. Показано, что наличие дома правил по использованию цифрового устройства связано с развитием регуляторных функций детей.

    Ключевые слова: дошкольный возраст регуляторные функции рабочая память когнитивная гибкость сдерживающий контроль цифровые устройства родительская медиация
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
    Видеонаблюдение в частных детских садах: очевидные преимущества и невидимые риски
    СДО - 2025. - №2 с. 14-29
    Вершинская А.А. , Бурлакова Н.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    13

    Актуальность. В настоящее время постоянное видеонаблюдение за детьми в условиях как част­ных, так и государственных дошкольных учреждений стало нормальным, повседневным явлением, оказывает существенное влияние не только на организацию повседневной деятельности педагогического и вспомогательного персонала дошкольных учреждений, но и на процессы социализации, обучения и психоэмоционального развития детей.

    Цель. Целью настоящей работы является анализ особенностей родительского восприятия и отношения родителей к постоянному видеомониторингу в частном детском саду, а также рассмотрение влияния видеомониторинга на ежедневную работу персонала детского сада. В статье также ставятся вопросы о последствиях постоянного видеонаблюдения и его возможном влиянии на развитие личности ребенка в долгосрочной перспективе.

    Выборка. В исследовании приняли участие родители дошкольников, посещающих частные дет­ские сады в г. Москве и г. Тюмень, собственники и сотрудники, всего 185 человек.

    Методы. В рамках исследования был применен метод анкетирования, а также использован инст­рументарий в виде специально разработанных незаконченных предложений, адаптированных для достижения поставленных исследовательских задач (разработка Бурлаковой Н.С., 2024).

    Результаты. Исследование позволило выявить родительскую мотивацию обращения к видеомониторингу, степень влияния постоянного видеомониторинга на работу педагогов, а также на взаимоотношения между родителями и частными дошкольными учреждениями.

    Выводы. Полученные результаты заставляют задуматься над такими важными вопросами, требующими дальнейшего исследования: какова долгосрочная перспектива использования постоянного видеонаблюдения; есть ли в нем скрытые негативные моменты, которые важно учитывать родителям и педагогам; как наличие появившихся технологических возможностей перестраивает отношения и общение родителей и детей.

    Ключевые слова: видеомониторинг видеонаблюдение родители дошкольное детство риски в развитии личности ребенка детский сад родительские компетенции
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-14-29
    О развитии диалектического мышления в образовании
    СДО - 2025. - №2 с. 30-39
    Крашенинников Е.Е. , Баянова Л.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    23

    Актуальность. В статье, представленной в виде дискуссии, поставлен ряд актуальных вопросов по формированию диалектического мышления: «Почему современная образовательная практика не стремится развивать диалектическое мышление?»; «Не будет ли внутреннего диссонанса в содержании образовательных программ при ориентации на диалектическую логику наряду с формальной?»; «Может ли психология с той же четкостью, как в теории формально-логического мышления, предложить операциональную структуру диалектического мышления?». В дискуссии подчеркивается, что цифровизация усиливает актуальность применения новых дидактических средств по развитию мышления, способного находить гибкие решения в проблемно-противоречивой ситуации.

    Цель. В ходе дискуссии приведена аргументация необходимости обращения к диалектической логике в современной образовательной практике наряду с логикой формальной.

    Результаты. В результате дискуссии объяснены основные положения концепции Н.Е. Вераксы о диалектическом мышлении, показана операциональная структура, представленная диалектическими умственными действиями объединения, превращения, обращения, смены альтернативы. Рассматривается вопрос о начале обучения диалектическому мышлению, при котором, развивая идею Ж. Пиаже о нечувствительности мышления дошкольника к противоречию, предлагается начинать обучать детей решать проблемно-противоречивые ситуации в раннем возрасте. В статье анализируются возможности и перспективы интервенции идей диалектического мышления в обучение на современном этапе.

    Выводы. В качестве основного вывода, достигнутого в ходе дискуссии, указывается, что цифровизация детства с информационным насыщением социальной ситуации развития формирует запрос к психологической науке, связанный с разработкой средств развития мышления в новых культурных условиях. Средством когнитивного развития детей предлагается диалектическое мышление в процессе решения проблемно-противоречивых задач.

    Ключевые слова: диалектическое мышление дошкольник противоречие сократовский метод
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-30-39
    Воспитатель в современном детском саду: анализ восприятия и запросов родителей
    СДО - 2025. - №2 с. 40-55
    Писаренко И.А. , Хрусталева Е.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    15

    Актуальность. Современные родители играют ключевую роль в формировании общественного мнения о дошкольных образовательных организациях и отдельных педагогах. Однако влияние родительской оценки на репутацию детского сада зачастую недооценивается, что может привести к негативным последствиям. В связи с этим становится крайне важным изучение восприятия воспитателей родителями, а также анализ их требований и запросов. Это позволяет не только учитывать ожидания целевой аудитории, но и поддерживать конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения в условиях современного рынка образовательных услуг.

    Цель. Цель исследования — выявить актуальные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, проанализировать отношение современных родителей к воспитателям, разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества между участниками образовательного процесса.

    Выборка. В исследовании приняли участие 200 респондентов — родителей разного возраста и пола из разных регионов России, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно.

    Методы. В исследовании использовался комплекс научных методов, включающий научно-теоретический анализ публикаций, а также эмпирические методы сбора и обработки данных. Для сбора первичной информации было проведено анкетирование. Полученные данные были обобщены и систематизированы. Для их обработки использовался метод контент-анализа.

    Результаты. Были проанализированы 177 высказываний родителей о профессиональной деятельности воспитателей детского сада по следующим параметрам: отношение к родителям, отношение к детям, отношение к профессиональному развитию. На основании суждений родителей выявлены актуальные проблемы во взаимодействии родителей и воспитателей: отсутствие или недостаточное информирование родителей, отсутствие или недостаточное количество совместных мероприятий для детско-взрослых сообществ, неумение воспитателей взаимодействовать с разными категориями семей. Также проанализированы 144 высказывания родителей об их собственном отношении к воспитателям. Установлено, что родители зачастую предвзято относятся к воспитателям и предъявляют необоснованно завышенные требования.

    Выводы. Исследование позволило выявить основные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, а также положительные тенденции развития современного дошкольного образования. В ходе анализа данных было зафиксировано наличие недоброжелательного отношения со стороны части современных родителей к профессиональной деятельности воспитателей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости тщательной подготовки будущих воспитателей к взаимодей­ствию с родителями.

    Ключевые слова: взаимодействие родителей и воспитателей взаимодействие воспитателей и детей профессиональные компетенции воспитателей профессиональное развитие воспитателей профессиональная подготовка будущих воспитателей
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-40-55
    Анализ педагогического текста в контексте развития критического мышления студента-педагога
    СДО - 2025. - №2 с. 56-70
    Римашевская Л.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    10

    Актуальность. Актуальность проблемы формирования критического мышления в современном образовании обусловлена необходимостью подготовки личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира и эффективно работать с большим информационным потоком. Критическое мышление является ключевым навыком, позволяющим достичь таких образовательных результатов, как умение анализировать информацию, вырабатывать самостоятельные суждения, решать проблемы, сотрудничать и выстраивать конструктивные отношения.

    Цель. Осуществить теоретический анализ проблемы на предмет изучения уже выявленных возможностей использования анализа педагогического текста для развития критического мышления студента-педагога. Определить особенности использования педагогических текстов для развития критического мышления студентов-педагогов в практике преподавания психолого-педагогиче­ских дисциплин вуза.

    Методы. В ходе работы было проведено анкетирование. Для обработки анкет использовался метод процентного соотношения и контент-анализ.

    Выборка. В исследовании приняли участие 150 человек: студенты 2–3 курса бакалавриата по направлениям подготовки «Психология образования», «Психолого-педагогическое образование»; 1–2 курса магистратуры программы «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» Института детства, программы «Развитие личностного потенциала в образовании» Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга.

    Результаты. Анализ ряда научных исследований показал, что у взрослых людей стихийное формирование критического мышления и когнитивной гибкости практически не происходит даже в процессе накопления профессионального опыта. Для развития этих качеств необходимо целенаправленное использование специальных методов и методик, которые способствуют формированию у студентов навыков рефлексии, критического анализа ситуаций, сопоставления различных точек зрения, а также умения воспринимать и оценивать окружающую действительность с разных позиций, выходя за рамки собственного опыта. Проведенное исследование выявило дефицит использования педагогических текстов, направленных на развитие критического мышления у студентов-педагогов, а также ограниченность заданий, способствующих его формированию в рамках освоения психолого-педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Это указывает на необходимость обогащения программ психолого-педагогических дисциплин большим количеством или вариантами заданий, которые позволят эффективно развивать критическое мышление у будущих педагогов.

    Выводы. Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента-педагога на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитание. Для формирования критического мышления у студентов высших учебных заведений при изучении различных дисциплин необходимо систематически использовать педагогические тексты, в которых представлены различные авторские варианты осмысления традиционных истин, профессиональных установок и ценностей.

    Ключевые слова: педагогический текст структура анализа педагогического текста критическое мышление условия развития критического мышления
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-56-70
    Экосистема дошкольного детства: пространство, где рождается будущее
    СДО - 2025. - №2 с. 71–72
    Бурмистрова Л.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    16

    В Москве в Экспоцентре и онлайн на платформе «ММСО.Коннект» прошел Московский международный салон образования (ММСО) — одно из крупнейших событий в сфере образования в России и странах СНГ. Форум вновь подтвердил статус главной площадки для диалога о будущем образования, собрав ведущих экспертов, педагогов, ученых, представителей образовательных учреждений и компаний, занимающихся разработкой инновационных технологий и методик в области образования.

    Город Солнца Мзианети и его жители, или Будьте как дети!
    СДО - 2025. - №2 с. 73-80
    Еланская А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    18

    Ассоциация школьных сообществ фонда «Университет детства» провела встречу с Паатой Амонашвили, президентом Международного центра гуманной педагогики, доктором психологических наук, писателем, социологом и педагогом. Резиденты Ассоциации имели возможность пообщаться с экспертом, задать вопросы. На встречу приехали 70 педагогов из 12 регионов России: (из Москвы, Московской, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Ивановской, Ярославской, Смоленской и Тульской областей, Краснодарского края, Республики Татарстан и Чеченской Республики).

    Это было яркое, значимое и поистине историческое событие: встреча педагогов с представителем, носителем и вдохновленным апологетом гуманной педагогики. Представляя аудитории своего собеседника, Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда, основатель Фонда «Университет детства», сказала: «Звезд российского образования, имен такого масштаба, как Шалва Амонашвили и Паата Амонашвили, не так много, их единицы» и продолжила: «Думаю, что после этой встречи мы уже не будем прежними».

    Предлагаем вам фрагмент этой увлекательной, искренней, доверительной беседы экспертов. 

    Популярные статьи
    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду
    СДО - 2008. - №2 с. 16-20
    Веракса А.Н. , Веракса Н.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    42848
    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада
    СДО - 2007. - №1 с. 66-70
    Гербова В.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    42628
    Леонгард Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве
    СДО - 2008. - №5 с. 28-38
    Леонгард Э.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    24361
    Зацепина М.Б. День защитника Отечества
    СДО - 2008. - №1 с. 112-119
    Зацепина М.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    23279
    Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога
    СДО - 2008. - №4 с. 50-55
    Вачков И.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    19961
    Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги»
    СДО - 2007. - №1 с. 54-64
    Мещерякова С.Ю. , Галигузова Л.Н. , Смирнова Е.О.
    ПОДРОБНЕЕ
    19796
    Подкасты
    СМОТРЕТЬ
    Урсуленко Л.М. Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений
    СМОТРЕТЬ
    Гаврилова М.Н., Сухих В.Л., Вересов Н.Н. Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
    СМОТРЕТЬ
    Кривцова Т.В. Образовательная программа дошкольного образования ДОО: переосмысление подхода к проектированию и реализации
    СМОТРЕТЬ
    Сваталова Т.А. Методическая работа как средство поддержки педагогов ДОО в проектировании образовательной программы
    СМОТРЕТЬ
    Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками?
    СМОТРЕТЬ
    Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В. Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников
    СМОТРЕТЬ
    Соловьева Ю., Кинтанар Рохас Л., Бальтасар Рамос А.М., Эскотто Кордова Э.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского не является конструктивистской

    В фокусе

    Урсуленко Л.М. Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений
    Урсуленко Л.М. Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений
    Представления педагогов оказывают существенное влияние на принимаемые ими практические решения. Поддержка мнения ребенка и его участия в процессе принятия решений способствует формированию у детей чувства принадлежности и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается как на образовательных достижениях, так и на общем качестве жизни. Тем не менее, вопросы, касающиеся восприятия педагогами концепции соучастия и ее реализации в учебной группе, остаются недостаточно исследованными. 
    СМОТРЕТЬ
    Урсуленко Л.М. Связь представлений педагогов о детской партиципации с поддержкой ими детского мнения и участия в принятии решений

    Новости

    4 Мая 2025
    6 основных проблем в сфере дошкольного образования

    Дошкольное образование (ДО) — критически важный этап развития ребенка, закладывающий основу для будущего обучения. Однако педагоги и родители сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые могут препятствовать этому процессу.

    3 Мая 2025
    История дошкольного образования: раньше и сейчас

    Дошкольное образование уходит корнями в 1500-е годы. В этой статье мы исследуем происхождение дошкольного образования и множество факторов, которые делают эту область такой, какой она является сегодня.

    26 Апреля 2025
    Обсуждение законопроекта о регулировании психологической деятельности в Общественной палате РФ
    В Общественной палате РФ прошло обсуждение законопроекта «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации».
    Все новости

    О ЖУРНАЛЕ

    Журнал «Современное дошкольное образование» издается с 2007 года по инициативе группы экспертов по дошкольному образованию при поддержке Российского психологического общества (РПО). История развития дошкольного образования в нашей стране неразрывно связана с работой ученых с мировым именем, чьи исследования заложили фундамент науки об изучении ребенка – Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и многими другими. Журнал направлен, в первую очередь, на освещение фундаментальных и прикладных исследований в области детства, реализуемых как в логике культурно-исторической теории, теории деятельности, так и других направлений в России и за ее пределами. Издание придерживается принципов открытой науки, поэтому не взимает плату с авторов за публикацию и с читателей – за ознакомление с материалами журнала.


    ЦЕЛИ И МИССИЯ ЖУРНАЛА

    Одна из главных целей журнала – обсуждение тех вопросов, с которыми столкнется современный дошкольник при вхождении в жизнь. Мы привлекаем отечественных и зарубежных специалистов, чтобы составить максимально полное представление о возможных вариантах решения различных проблем детства. В рамках журнала хочется наладить диалог не только с профессионалами в области дошкольного образования, но и с родителями, которые непосредственно сталкиваются со всем многообразием проявлений дошкольного возраста. Именно родители обладают той уникальной информацией, которая передает особенности становления ребенка в условиях современности.


    • Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
    • Психологический факультет МГУ
    • Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО)
    • Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
    • Общественная палата Российской Федерации
    • Кафедра ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста
    • Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью